Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил прекратить деятельность десяти особых экономических зон (ОЭЗ) и приостановить создание новых, сообщает газета "Коммерсант". Причиной столь радикального шага стал доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, в котором говорится о низкой эффективности работы ОЭЗ на данный момент.

В документе указывается, что на ОЭЗ государство выделило с 2006 года 186 млрд руб., при этом 24 млрд руб. ещё не успели освоить, а вернуть в казну удалось лишь 40 млрд руб за счёт налоговых и таможенных платежей. После всех вычислений получилось, что за создание одного рабочего места в таких зонах государству пришлось заплатить 10 млн рублей, что ровняется средней зарплате в России за 25 лет.

В связи с этими данными, Путин также поручил правительству до 30 июня разработать единую стратегии работы ОЭЗ, оптимизировать бюджетные инвестиции и выработать механизмы их передачи под управление субъектам РФ.

Как отметил Metro директор Института актуальной экономики Никита Исаев, закрытие особых экономических зон вполне логичный шаг, учитывая целый ряд проблем с их оптимизацией и контролем.

-Приостановка развития новых ОЭЗ и закрытие ряда старых – вполне закономерное явление. Отсутствие контроля за реализацией проектов и расходованием выделенных средств, конфликты и противоречия нормативной базы, отсутствие комплексного подхода к развитию этих зон привели к тотальной неэффективности. Всего в рамках ОЭЗ было создано 18 177 рабочих мест при бюджетных затратах в 185,9 млрд рублей. Получается более 10 млн рублей на создание 1 рабочего места – колоссальные затраты! Резиденты ОЭЗ сталкиваются с множеством неразрешимых проблем. Например, большинство туристических ОЭЗ располагаются на территориях природных парков. Это вводит элемент неопределенности в установлении границ и накладывает ограничения на развитие. Как можно что-то строить и развивать, если, например, нельзя проводить вырубку лесов на территории ОЭЗ. Возле Байкала даже нельзя поставить очистные сооружения или проводить полномасштабную реконструкцию имеющихся объектов. Курорт без туалетов и инфраструктуры? Не многие инвесторы на такое подпишутся, отметил он.

Исаев также добавил, что причины выбора того или иного места для развития ОЭЗ зачастую известны только тем чиновникам, которые это место выбирали. В итоге площадка выделяется, средства также перечисляются, но через несколько лет выясняется, что данная территория совершенно непригодна. Деньги потрачены, ничего не появилось – все довольны. ОЭЗ – это мощный инструмент развития, отлично зарекомендовавший себя в мире. Наиболее успешные регионы Китая выросли именно из ОЭЗ. Но бросаться на их развитие без разработанных стандартов, норм и контроля – бессмысленно.

Напомним, что особые экономические зоны появились ещё в июле 2005 года и на 1 января в 30 субъектах действовали 33 ОЭЗ.