В связи с коронавирусом турбизнес в стране оказался практически заморожен. Спрос на поездки за рубеж близок к нулю, внутренний туризм тоже в упадке: потенциальные клиенты опасаются покидать место проживания. А как быть тем, кто заранее забронировал билеты и отели?

– У нас был куплен тур в Рим, – признаётся москвич Андрей. – К счастью, улететь не успели. В итоге нам пообещали сохранять бронь на срок вплоть до года. Понимая всю обстановку, мы пошли навстречу. Если будем требовать вернуть деньги, бедные турбюро накроются.

Как правило, операторы оставляют деньги на депозитах в счёт будущих туров этих же клиентов, причём по старому курсу валют.

– Большинство соглашается на такие условия, кто-то просить заменить на "российский" вариант – Сочи или Крым, – рассказали Metro в одном из турагентств столицы. – Но таких мало. Есть и те, кто намерен вернуть деньги через суд. Спроса на новые туры нет. Некоторые фирмы переводят сотрудников на четверть ставки, отправляют в отпуска. Кто-то отказался от аренды офиса и работает из дома. Многие компании не переживут эту паузу, рынок подчистится. Но все продолжают надеяться на отложенный спрос: людям надо отдыхать, вывозить детей на море.

По словам директора ассоциации "Турпомощь" Александра Осауленко, суды с турагентствами закончатся решениями в пользу клиентов, но деньги обратно они всё равно не получат.

– После заказа путёвки – покупки билетов, бронирования отеля, оплаты трансфера, экскурсий – у оператора остаётся 2-3% суммы, то есть прибыль, – объясняет он. – Назад деньги ему тоже не вернут. Это и раньше было крайне сложно, а сейчас во многих странах ещё и закрыты банки. Прежде чем вынуть из шляпы кролика, его нужно туда посадить. Ситуация до безобразия непредсказуемая, из ряда вон выходящая. Мир никогда не сталкивался ни с чем подобным, если не брать средние века. По разным оценкам, эта ситуация продлится от трёх месяцев и до бесконечности.



23 марта Россия приостановила авиасообщение с другими странами, за исключением рейсов из Москвы в столицы.