На днях в ряде российских СМИ была опубликована информация о том, что несколько сотен наших пилотов с конца 2015 года покинули российские авиакомпании и трудоустроились в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Якобы на работу за рубеж в течение 2,5 лет перебрались 300 командиров воздушных судов и инструкторов, а ещё 400 пилотов этих же категорий находятся в процессе трудоустройства. Metro решило выяснить, действительно ли ситуация настолько критична  и по каким причинам наши пилоты уезжают работать за рубеж.

Кризис кадров имеет место быть

Экс-пилот "Боинга-737" и член профсоюза Лётного состава России на условиях анонимности рассказал Metro, что ещё в 2015-м году именно о кризисе кадров говорить не приходилось: после банкротства крупнейшей российской авиакомпании "Трансаэро" без работы остались чуть больше тысячи пилотов. Всего не у дел оставалось около трёх тысяч пилотов, которые по разным причинам в то время так и не смогли трудоустроиться в действующие авиакомпании: кто-то сам ушёл на пенсию, некоторые сменили профессию. Но большинство лётчиков просто не пожелали переоформлять свои пилотные документы, выданные Росавиацией.

– Всё началось с катастрофы "Боинг-737" в Казани в ноябре 2013 года, – говорит эксперт. – Насколько я знаю, Международный авиационный комитет выяснил, что основной причиной крупной катастрофы стала плохая подготовка пилотов. Командиром был бывший штурман, а вторым пилотом – бывший бортинженер. И они просто не были подготовлены к действиям в определённой экстренной ситуации. Было принято решение тщательно проверить все центры подготовки. Без особого разбора многие из них быстренько закрыли. Пилоты, учившиеся в этих центрах, лишились права управлять воздушным судном. Причём ряд пилотов узнали об этом только спустя пару лет. И они махнули рукой и ушли в другие сферы деятельности.

В связи с этим пилотов постепенно стало не хватать. Даже несмотря на то, что в 2014-м году даже был подписан закон, который допускал иностранцев к управлению гражданскими самолетами. Парки наших авиакомпаний только расширялись, количество рейсов, в том числе дальних, росло.

– Оставшиеся в деле пилоты стали всё чаще жаловаться в профсоюз, – продолжает эксперт. – Например, до 2010 года на длительных рейсах (больше восьми часов полёта без пересадок) вместе с командиром воздушного судна и вторым пилотом летал ещё и второй командир. Теперь ситуация изменилась – и на такие рейсы стали запускать только двух пилотов. А учитывая, что перелётов в один день может быть несколько, риск катастрофы из-за вынужденного снижения уровня концентрации внимания лётчиков вырос вдвое. Эта огромная проблема не решена до сих пор. И не желая мириться со сложившейся ситуацией наши авиаспециалисты в период с 2015-го по 2017-й год действительно стали гораздо более активнее стали искать работу за рубежом. И быстро её находят.

За рубеж едут, но массового оттока нет

В мае 2017 года русские лётчики решились подать петицию в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) с требованием проверить "Росавиацию". Они выражали недовольство лишением свидетельств сотен авиационных специалистов без внятного объяснения причин. Специалисты уверены: сейчас это главный камень преткновения, который мешает лётчикам нормально жить и заставляет нервничать. Однако это не значит, что все массово ищут работу не в России. Ситуация сложная, но не катастрофичная.

– У нас всё время происходят вот эти движения. Кто-то к нам приходит работать, кто-то от нас уходит. Это постоянный и непрерывный процесс. Я бы не сказал, что происходит массовый отток пилотов. Нет такого, что все выстроились и бегут куда глаза глядят. Это неправда, – рассказывает Metro лётчик первого класса, капитан А-320 Андрей Литвинов. – Но сама проблема действительно есть. В последнее время Росавиация отбирает "пилотные" у лётчиков, которые обучались в лётных училищах, которые, по мнению Росавиации, не соответствуют нормам. Это как автомобильные права, которые вы получили в определённом месте. Через какое-то время вас останавливает гаишник и говорит: ваши права недействительны, так как вы их получили, условно говоря, в плохом месте. В России ведь есть достаточное число учебных авиационных центров: как частных, так и государственных. И если Росавиация считает, что какой-то из них не соответствует определённым нормам, то почему бы не поддержать этот центр и не дать ему время на устранение недостатков? Заставить устранить недостатки и продлить лицензию. И пусть работают люди. А Росавиация вместо поддержки начинает творить бесчинства, естественно, людей это озлобляет и они начинают смотреть на сторону.

В Росавиации подтвердили отзыв 409 свидетельств пилотов в апреле 2017 года. В ведомстве отметили, что это вопрос безопасности: меры коснулись тех сотрудников, которые предоставили фальшивые документы, а также завысили время налёта. Росавиация опровергла данные и о нескольких сотнях российских пилотов, работающих в азиатских авиакомпаниях: по данным ведомства, на конец 2016 года в китайских компаниях работали около 80 пилотов из РФ.

– По информации, которой мы располагаем от Китайской ассоциации воздушного транспорта, на конец 2016 года в китайских авиакомпаниях работал 81 пилот из России. То есть, распространённая ранее информация о трёх-четырёх сотнях российских пилотов, ушедших только за последнее время работать в КНР и страны Юго-Восточной Азии, не соответствующей реальному положению дел, а цифры – преувеличены, – приводят слова представителей Росавиации РИА Новости.

В Китае россиян ждут

Основной причиной для работы за рубежом по прежнему остаётся не только желание найти другие условия работы, но и, конечно же, деньги.

– Например, из "Аэрофлота" лётчики стали уходить уже довольно давно: лет 15-17 назад, – говорит Metro заслуженный пилот РФ Пётр Марченко. – Раньше уходили в такие компании, как "Корейские авиалинии", в Японию даже отправлялись. Наиболее перспективными считались "Вьетнамские авиалинии". Там шикарные условия: лётчику и его семье давали виллу на берегу моря. Все условия. Это привлекало многих русских лётчиков. Сейчас бурно развивается Китай, открываются авиакомпании в разных городах страны. И они стараются переменить иностранных пилотов за счёт более высокой зарплаты, чем в "Аэрофлоте". Платят почти в два раза больше. В Китае ещё какая проблема: большинство пилотов очень плохо говорят по английски. Медики установили, что у них нёба устроены не так, как у европейских людей. Поэтому они говорят с большим акцентом. В том числе и по этой причине они стараются переманить как можно больше высококлассных пилотов, которые будут летать на новых самолётах и вводить в строй китайских вторых пилотов.

Представитель авиакомпании Hainan Airlines сообщил Metro, что у русских лётчиков масса положительных качеств, и их действительно готовы принимать на работу по контракту на длительный срок.

– Они очень трудолюбивы, их не пугают длительные перелёты по нескольку раз в день, – написал в письме сотрудник компании. – Главное – они инструктируют наших специалистов практически по всем вопросам, начиная от подготовки самолёта к полёту и заканчивая заходом на посадку. Мы готовы принять в штат русских, их жизненный оптимизм и подход к работе двигают нашу компанию и полёты – безопаснее.