Запрет в целях развития импортозамещения может коснуться 70-80% изделий лёгкой промышленности. Об этом заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов.

– Мы сделали предложения о том, что мы хотели бы запретить по товарам лёгкой промышленности, прежде всего для того, чтобы создать, конечно, благоприятные условия для наших производителей, которые способны заместить турецкие товары. Но какое будет принято решение, я сейчас не могу сказать, – цитирует чиновника "Интерфакс".

Ранее Россия ввела в отношении Турции ограничения в туристическом бизнесе, включая отмену чартерных рейсов, и отдельных сферах промышленности. С 1 января вступит в силу эмбарго на поставку продуктов и будет восстановлен визовый режим. По лёгкой промышленности Москва не планировала введение санкций, заявлял ранее глава Минпромторга Денис Мантуров.

По словам Евтухова, Турция ввозит в Россию товаров лёгкой промышленности на 1,1 млрд евро в год.

– Это то, что мы спокойно можем заместить. Это не такой большой импорт. В общем объёме занимает 6%, – сказал чиновник агентству ТАСС.

При этом Наталья Тимакова, пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева, заявила, что в настоящее время предложения об ограничении импорта из Турции в правительстве не рассматриваются.

По словам Андрея Разбродина, президента Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности (Союзлегпром), запрет на 70-80% означает, что он коснётся всей готовой продукции.

– Остальное – это турецкое сырьё и полуфабрикаты, из которых товары изготавливаются на территории России, – говорит он Metro. – Их запрещать ни в коем случае нельзя. Отечественным предприятиям нужно примерно полгода, чтобы заменить поставки из Турции.

Доля Турции в объёме импорта товаров легпрома в Россию несколько выше, чем говорят в Минпромторге, отмечает Разбродин.

– Связано это с тем, что часть поставок идёт по чёрным и серым схемам. Но в целом с мнением Минпромторга мы согласны. Значение Турции на российском рынке не такое серьёзное, как иногда представляют. Заменить её реально. И это предложение ведомства как раз нацелено на импортозамещение.

Люди считают, что одежда и обувь из Турции качественнее, чем китайские, но это стереотип, указывает глава Союзлегпрома.

– На самом деле популярность импорта из Турции связана с чисто техническими и финансовыми моментами, – говорит Разбродин. – Страна – фактически наш сосед. Это логистика, удобство платежей, условия поставок.

Как введение эмбарго на турецкий легпром отразится на российском рынке и ценах

Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group

Доля Турции в России

– Турция – пятый по величине торговый партнёр России и входит в тройку лидеров импортёров товаров лёгкой промышленности, хотя и со значительным отрывом от Китая (меньше в 8 раз). Страна – один и важных импортеров на российском fashion рынке. По данным 2014 года, Турция находится на третьем месте по импорту одежды после Китая и Италии; а по импорту тканей - на втором, сразу после Китая. В целом она занимает около 6% рынка импортной готовой одежды в денежном выражении и около 10% в натуральном (в штуках) и обеспечивает 1/8 от всех импортных тканей в России (12,5%).

Турецкие бренды

– Доля брендов, которые продаются через собственные одноимённые магазины в общем обороте одежды и обуви, произведённой в Турции, не так велика и составляет не более 10-15% от общих продаж турецкой одежды и обуви. Тем не менее, есть несколько турецких сетей которые успешно оперируют на российском рынке. Среди наиболее известных:

  • Colin's. Модная повседневная одежда, ориентированная на молодежь, основу ассортимента которой составляют джинсы, трикотаж, куртки. Магазины (средний размер 200 кв.м) представлены в России уже 20 лет. Сеть состоит из 144 магазинов во всех крупных городах РФ. Сеть развивается – сокращает неэффективные точки, ищет лучшие площадки в Москве и регионах, были открытия даже и в 2015 году.
  • ADILISIK (сейчас ADL). Существует в формате магазинов с 2002 года. Первый был открыт в Москве на ул. Тверская (сейчас уже там магазина нет), сегодня сеть насчитывает около 30 точек в 15 городах России. Женская городская одежда, нижний средний сегмент.
  • Koton. В России были открыты 6 магазинов бренда Koton, специализирующегося на ярком трикотаже. Магазины работают в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Краснодаре, Казани, Воронеже.
  • LC Waikiki. Компания-«старожил» в России, работает на российском рынке с 90-х годов, начав в продаж детской одежды. В 2011 году компания заявляла планы «дорастить» сеть до 50 магазинов, но на сегодняшний день работают 18 магазинов в различных городах России. Компания активно продвигает оптовые продажи в мультибрендовые магазины.

– Большинство сетевых турецких брендов действуют в основном в среднем сегменте, который настолько насыщен, что дефицита от их ухода не случится. В плане маркетинговой активности турецкие сетевые бренды никогда не были особо сильны, а в ассортименте предлагают в основном повседневную одежду, замена которой легко найдется, например, в том числе у глобальных брендов (H&M, Bershka, Stradivarius).

– Основные обороты обеспечивают товары, произведённые по заказу крупных обувных и одежных ритейлеров. Доля товаров, произведенных в Турции у отдельных ритейлеров доходит до 20% от всех заказов. Им придется в срочном порядке искать альтернативные производства. Также значительную роль играют оптовые продажи многочисленных брендов, которые продаются оптом через представительства и шоурумы, а затем через многочисленных небольших мультибрендовых ритейлеров. В огромном пуле марок есть самые разнообразные марки как по стилю, так и по ценам. Здесь также нужно будет время для поиска альтернативы.

Эффект от запрета

– Даже если будут запрещены к ввозу все виды готовой одежды из Турции, потребитель слабо ощутит на себе эти ограничения в формате «дефицита одежды». На современном рынке заменители появляются очень оперативно – это одежда из Китая, Вьетнама, Восточной Европы. Увеличение доли российских товаров возможно, но в отдельных товарных категориях, где российское производство исторически сильное, и где сохранились крупные предприятия с хорошими традициями, например, мужские костюмы, верхняя одежда. В этих категориях российское производство может предлагать конкурентоспособный продукт и в массовом бюджетном сегменте, что может позволить ему "откусить" от него какую-то часть у турецких и китайских конкурентов.

Как скажется на ценах

– Скорей всего, на ценах это не скажется. Каждый бренд, каждая сеть, магазин работают в своем ценовом сегменте, и при пониженном спросе скидывать бремя издержек на покупателя – непозволительная роскошь. Покупатель просто уйдет к конкурентам, предлагающим более низкую цену. Поэтому компании будут просто подгонять под прежнюю конечную цену новый товар. Вполне вероятно, что в некоторых случаях это может произойти за счет снижения качества.
Вне зависимости от запретов сегодня для брендов важно, с одной стороны, сохранить конечную розничную цену, которая соответствует ценовой стратегии компании на фоне падающего спроса. С другой стороны, сохранить ту маржу, которая обеспечит дальнейшее успешное существование сети. То есть это такая глобальная задача, которую должны решить игроки рынка вне санкций, а уж тем более, на фоне эмбарго, если это все-таки произойдет.