Когда речь заходит о детях с особенностями развития, родители готовы пойти на всё, чтобы ребёнок был здоров и жил полноценной жизнью. Одним из часто встречающихся нарушений является детский церебральный паралич. Репортёр Metro побывала в тульском Центре детской психоневрологии, сотрудники которого совместно с фондом "Обнажённые сердца" и специалистами кафедры неврологии Университета Нью-Мексико (США) внедряют в свою работу передовые методики реабилитации ДЦП и подходы, основанные на доказательной медицине.
– К сожалению, на сегодняшний день излечить церебральный паралич полностью невозможно, однако существуют методы, которые позволяют минимизировать его последствия и существенно повлиять на качество жизни ребёнка, - рассказывает директор центра Валентина Жеребцова. - Главной целью нашей реабилитации является формирование и развитие бытовых, социальных, коммуникативных навыков. То, что мы получаем в этом проекте – это повышение компетенции как отдельного специалиста, так и всей команды. Но самое главное, что уже на одном языке разговаривают и специалисты, и родители, которые становятся полноправными членами команды. А без этого не может быть эффективной реабилитации.
Физическая активность
– Как показывают исследования, детям необходимо двигаться самим, поскольку это развивает когнитивные функции и усиливает связь с мозгом, – делится с Metro Мэрибет Баркоси, доктор наук, физический терапевт с 27-летним стажем, старший преподаватель факультета физической терапии Университета Нью-Мексико.
Над двигательным дефицитом позволяет работать роботизированная система "Локомат". Ребёнок, находясь внутри "робота", который шагает по беговой дорожке, чувствует, как движутся его суставы, начинает лучше понимать своё тело и овладевает новыми движениями. Роботизированные конечности синхронизированы со скоростью дорожки, сборка идёт под каждого пациента отдельно. Постепенно нагрузка увеличивается, и ребёнок всё больше ходит самостоятельно. Умный аппарат даже анализирует и отображает статистику - какая нога больше задействована и с какой силой. Постепенно нагрузка увеличивается и маленький пациент всё больше идёт самостоятельно. После завершения упражнений на экране монитора отображается время и пройденная дистанция - в метрах и шагах.
В бассейне дети могут практиковать движения в воде, где сила тяжести мешает им в меньшей степени. Есть бассейн для детей как школьного возраста, так и для дошкольников. Помогают деткам два инструктора-методиста.
Игровой подход
Согласно многочисленным исследованиям, методики, основанные на игре, являются эффективными и результативными, поскольку проходят в комфортной для детей среде. Даже взрослым совершать монотонные упражнения бывает довольно-таки скучно, что уж говорить про детей.
– Если просто совершать изолированные упражнения с рукой, то у детей нет никакой задачи и цели, поэтому это не помогает, – объясняет Мэрибет Баркоси. – Но если добавить в упражнение игрушку, до которой ребёнку нужно дотянуться и, допустим, положить на стол, то это даёт ему цель, становится понятен смысл движения.
Например, на балансировочной платформе пациенты учатся держать баланс, в игровой форме выполняя физические упражнения. Смысл одной из игр в том, чтобы поймать все падающие фрукты в корзину. Во время игры дети перемещают свой центр тяжести с одной ноги на другую. Всё это приводит к улучшению статики, моторики и походки. А значит, и на более ровной поверхности проблем не будет.
Выполнение упражнений на системе “Локомат” также может быть разбавлено прохождением квеста: на большом экране отображается картинка и, управляя человечком на мониторе, пациент может собирать золотые монетки.
А в арт-терапевтической мастерской проходят совместные занятия с членами семьи. Пациенты и их родители могут рисовать, лепить из текста, делать поделки и в целом весело проводить время.
Дополнительная и альтернативная коммуникация
Невозможность говорить с ребёнком, у которого речь нарушена и не может быть восстановлена в полном объёме, – одна из трудностей, с которыми сталкиваются родители.
В центре работает команда "коммуникаторов" – педагогов и психологов, которые помогают развивать раннее коммуникативное поведение, предшествующее речи, и консультируют родителей в случае необходимости подбора для ребенка средств альтернативной коммуникации.
– Существуют передовые методы и технологии, которые помогают справиться с этим. К их числу относится и дополнительная и альтернативная коммуникация, - отмечает Валентина Жеребцова. – Средства связи могут быть разной степени технологичности: от самых простых карточек, "да-нет" систем до синтезаторов речи.
В среднем курсы реабилитации проходят два-три раза в год по две с половиной недели, однако этим дело не ограничивается: родителям ставятся цели, выдаются рекомендации о том, что необходимо делать дома. В целом, для разной категории детей оказываются разные виды помощи.
- Мы используем практики, которые уже имеют доказательную базу. Также помогаем семьям учиться работать с детьми дома, чтобы повторять регулярность и интенсивность занятий. Это важно, чтобы дети выполняли упражнения не только в центре, но и дома, в естественной обстановке, - отметила Мэрибет Баркоси.
4147 детей прошли реабилитацию в Центре детской психоневрологии в 2018 году.