Это стало ответом на появившуюся ранее информацию о том, что сервисам доставки не запрещается ввозить в страну продукты, попавшие под эмбарго, для личных нужд клиентов под заказ – не в промышленных масштабах.
– Продажа санкционных товаров через интернет запрещена, – ответили на вопрос ТАСС в Федеральной таможенной службе.
При этом ранее представитель ФТС подтвердил "Российской газете" первоначальную информацию.
– В постановлении правительства сказано, что запрет на ввоз продуктов из санкционного списка не распространяется на продукты, которые покупаются в личных целях. Если заказ товаров через интернет удовлетворяет этому требованию, нарушением это не является, – отметили в комментарии "РГ" таможенники.
Ряд сервисов доставки уже анонсировали появление санкционки на своих виртуальных полках. На самом же деле, даже несмотря на опровержение, она никуда не девалась. Некоторые сетевые площадки так и не прекращали снабжать россиян заморскими сырами, рыбой и молоком. К примеру, 800 граммов сыра «Эдамер» обходятся в 420 руб. плюс доставка 250–300 руб. – товар идёт из Финляндии. 750 граммов йогурта из Суоми стоят порядка 200 руб., а упаковка ветчины весом 300–500 граммов – 350–400 руб.
– Заказывать только стали заметно меньше, когда рубль обвалился, – жалуется менеджер магазина.
Интернет-предприниматель Алексей Суркин объясняет, как это работает. Сервисы, которые ввозят продукты, запрещённые для продажи в России, официально в качестве магазинов не существуют.
– Собрались Коля и Петя, решили использовать момент и любовь некоторых людей к сыру бри и камамберу, – говорит он. – Создали простенький сайт. Коля садится за руль, едет в приграничную финскую Лаппеэнранту, покупает товар в супермаркете и отправляется обратно. Дорога занимает пять часов плюс граница. Этот бизнес прекрасно существовал и до эмбарго, учитывая интерес петербуржцев к поездкам в соседнюю страну. Десятки частников возили продукты из Суоми и продавали их на рынках, а также через группы "ВКонтакте". Будет существовать и дальше. Никакие "разъяснения" не помогут.
По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора INFOline-Аналитика, «разрешение» на санкционку через Интернет импортозамещению никак бы не помешало.
– Покупали бы в основном в приграничных регионах, где к иностранным продуктам привыкли, – говорит он Metro. – Это Калининград, откуда многие ездят в Польшу, и Петербург в русле связей с Финляндией. Плюс отдельно Москва – там есть спрос на европейские товары. Но объёмы, учитывая девальвацию, были бы небольшими.
Елена Дешпит, соосновательница Pochta.fi, считает, что бизнесу в целом неинтересна доставка нескольких упаковок товаров – не окупится.
– Хамон или сыр с плесенью требуют совершенно определённых условий хранения и перевозки, – говорит она. – Вместе с другими посылками всё это испортится. А выделение специального транспорта обойдётся слишком дорого.