Новости

Психолог рассказала, чем опасны игры-стрелялки и как повысить самооценку ребёнка

Психолог ответила на вопросы читателей Metro
Психолог рассказала, чем опасны игры-стрелялки и как повысить самооценку ребёнка
Врач-психотерапевт, психиатр Айна Громова. Фото Фото из личного архива

Школа для родителей. В редакцию Metro приходят письма с вопросами о том, как правильно воспитывать детей. Сегодня мы попросили врача-психотерапевта, психиатра Айну Громову ответить на некоторые из них

Светлана Т. спрашивает:

"Помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации. Моя дочь перешла в 8 класс. ‪С 5-го‬ класса она дружит с девочкой, которая ревнует мою дочь, когда она общается с другими одноклассниками. Подговаривает девочек, чтобы с моей дочкой никто не общался, перед всем классом игнорирует её, демонстрирует своё пренебрежение. Моя дочь очень болезненно реагирует на эту ситуацию, вплоть до нежелания ходить в школу. Учительница не реагирует. Помогите, пожалуйста, как вести себя, дочь очень ранимая".

Ответ Айны Громовой:

"Здесь дело не в подружке, которая ревнует и подговаривает других не общаться с дочерью Светланы. Это абсолютно социальный процесс – процесс манипуляции и конкуренции. Не нужно путать причину со следствием. Причина негативной ситуации в том, что девочка очень ранима. И здесь главная задача сделать девочку более уверенной в себе. Чем ребёнок увереннее в себе, тем лучше ему удаётся строить контакты с другими людьми и тем больше друзей у него будет.

У такого ребёнка нет нужды держаться за одного друга из страха, что со мной больше никто не будет общаться. Основная задача мамы сформировать самооценку ребёнка, сформировать внутреннюю опору, чтобы она не была такой ранимой, чтобы она дружила, когда это равные отношения, а не тогда, когда её связывают по рукам и ногам. Параллельно нужно разъяснять, что такое дружба, что такое равенство, что такое взаимное уважение и как быть, когда его нет. Чтобы вести такие беседы у дочери и мамы должны быть близкие по-настоящему доверительные отношения.

Итак, маме нужно работать в трёх направлениях. Первое, с ранимостью девочки, работать над её самооценкой и укреплять её изнутри. Второе, нужно наладить доверительные отношения. И третье, нужно обсуждать понятие настоящей дружбы. Если не обратить внимание на это сейчас, то девочка останется ранимой, у неё будет ведомость от значимых для неё людей. Не эта девочка, так потом мужчина-тиран.

Как развивать самооценку? Основная задача здесь, чтобы ребёнок оценивал себя сам на основании своих реальных достижений, чтобы он научился видеть собственные успехи, понял, где у него что получается. Для этого очень полезно для девочки в 8 классе вести дневник успеха, где фиксировать ежедневно хотя бы на протяжении полугода вещи, которые у неё получились сегодня хорошо. Это может быть всё что угодно: быстро собралась в школу, хорошо ответила, прочла книгу, написала стихи, нарисовала красивый рисунок, помогла бабушке... И когда она будет видеть, сколько всего у неё получается делать хорошего, тогда она будет сильная, уверенная и такие ситуации будут неактуальны.

Фундаментальный принцип психологии заключается в том, что проблема перестаёт существовать, когда человек внутренне её перерастает, когда личностная масштабность больше сложившейся ситуации".

Ирина спрашивает:

"Мой сын пошёл в 5 класс. Последнее время его главным увлечением стали компьютерные игры, в частности различные стрелялки: Counter-Strike и подобные. Муж не видит опасности, мол, дети всегда играли в войнушку. Но всё-таки вредны ли такие игры? И как понять, не грозит ли ему игромания?"

Ответ Айны Громовой:

"Можно выделить несколько причин, почему стрелялки подобные Counter-Strike могут быть причиной жестокости детей. Первая и самая важная – ценность жизни становится ничтожна мала, а смерть воспринимается, как пустяк и шутка. Попав под влияние игромании, подросток постепенно перестаёт сопереживать. Близкие и родители могут наблюдать как он становится чёрствым, его поведение и реакции – роботоподобными: он безучастен, внутренне пуст, его не интересует то, что интересовало раньше.

Привыкнув убивать персонажей и видеть разлетающуюся кровь, подростку становится гораздо легче совершать жестокие поступки в реальной жизни. Это может быть жестокость к животным, потом к близким. Игроман теряет черты, которые делают человека человеком, в этом и суть заболевания. Игра вытесняет реальные контакты с реальными людьми, постепенно они начинают игромана раздражать, потому что его мозг привыкает к быстрой обратной связи, то есть кликнул мышкой – получил результат, с людьми это не работает, они думают, могут промедлить с ответом, действием, а игроман не готов терпеть. Зависимость от игр забирает время. Время которое раньше тратилось на учёбу, хобби, общение теперь поглощено компьютером.

Игромания наносит вред не только психологическому развитию подростку, но и физическому. Ребёнок ведёт малоподвижный образ жизни, нагрузка идёт только на один сустав кисти. Адинамия приводит к ухудшению настроения, игроман чувствует себя стариком. Физический дискомфорт выливается в изменении поведения, ведёт к грубости, резкости, формальности общения. Нельзя не отметить, что такой человек привыкает к одним и тем же повторяющимся действиям, игра постепенно надоедает, а альтернативы нет.

Мозг так устроен, что на каждый новый стимул, новое действие мозг даёт новую более яркую реакцию, а если это повторяется из-за дня в день, эмоциональная реакция угасает. А когда это происходит и угасает радость от игры. В итоге личностное развитие останавливается, начинается обратная динамика. Получается, что у подростка возникает узкая зона комфорта – у экрана компьютера, а всё новое он воспринимает как стресс.

Когда мы говорим о патологическом влечении к играм, то говорим об опасном явлении. От наркотической зависимости это отличает лишь то, что подросток ничего себе не вводит. Зависимость формируется не у всех. В зоне риска дети, предоставленные сами себе, им в какой-то момент стало скучно и они от нечего делать начали играть. И игра оказалась интереснее, чем их реальная жизнь.

Жертвами игромании становятся подростки, которые не загружены, которым нечем заняться. Вторая группа риска, дети, которым тоже скучно жить, но потому что родители закрывают абсолютно все их потребности. То есть родители делают всё, чтобы им было мегахорошо, таким детям не к чему стремиться, у них всё есть. Когда ребёнку не к чему стремиться риск разных зависимостей колоссально возрастает. Стратегическая задача любого родителя – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Когда у подростка есть какие-то цели, когда он рано начинает работать, а по закону Российской Федерации официально это можно делать с 14 лет и распоряжаться заработанными средствами; когда есть цели, есть задачи, есть обязанности, вот тогда нет времени ни для игровой, ни для наркотической и любой другой зависимостей. Это нужно понимать и думать об этом заранее".

Если у вас есть вопросы о воспитании детей или возникли проблемы, с которыми вы не можете справиться, расскажите нам про них и мы найдём специалиста, который вам поможет. Давайте вместе учиться в "Школе для родителей". Вопросы присылайте на адрес svetlana.pertsova@gazetametro.ru