Новости

Пропавшая в Ливане россиянка рассказала, как её подозревали в проституции

Metro пообщалось со Светланой Самборской и экспертами
Светлана Самборская и её парень. Фото Светлана Самборская
Светлана Самборская и её парень. Фото Светлана Самборская
Светлана Самборская и её парень. Фото Светлана Самборская
Светлана Самборская в иммиграционном изоляторе. Фото Светлана Самборская
Светлана Самборская и её парень. Фото Светлана Самборская1/4

Молодая жительница Екатеринбурга Светлана Самборская пропала в июле в Ливане, куда она отправилась к своему бойфренду Хассану. Вскоре выяснилось, что её задержали по подозрению в проституции. Девушка утверждает, что её содержали в невыносимых условиях, и домой она вернулась с рядом заболеваний. Репортёр Metro связался со Светланой, которая привела свою версию произошедшего, при этом адвокат из Ливана Жалал Журди и исламовед Раис Сулейманов сомневаются в правдоподобности её истории.

Накануне беседы Светлану пригласили в Следственный комитет, где её спрашивали, что именно она делала в Ливане.

– Я была там в первый раз ещё в феврале-марте, присматривала для мамы жильё – у неё астма, ей там климат подходит, – рассказывает девушка Metro. – В тот раз всё было нормально. Потом мы поехали с мамой в Дубай, праздновать мой день рождения. Там я и познакомилась с Хассаном. Он подошёл ко мне на пляже, мы разговорились, а вечером встретились, погуляли. Потом общались уже по Интернету.

Новый знакомый пригласил Светлану в Ливан – девушка согласилась, но на всякий случай перед поездкой попросила, чтобы он выслал ей фото паспорта.

– Получив фото, я и поверила ему окончательно, – продолжает Светлана. – Купила билеты, вылет был запланирован на 26-е, обратный билет – на 9-е июля. Уже в Ливане мы встретились днём в отеле на ресепшн, он зашёл ко мне в номер, мы пробыли там два часа, собрали вещи, потом поехали к его родителям. Когда мы выезжали, на ресепшн нам мило улыбались.

Девушка утверждает, что данная история показалась подозрительной работникам ресепшн, которые решили заявить на россиянку в полицию.

– Видимо, по ливанским законам, если к тебе в номер заходит мужчина на час-два, и потом вы вместе уходите, то это – проституция, – возмущается Светлана. – Но для европейских людей в этом нет ничего такого. Это был мой мужчина!

В итоге Светлану задержали в ливанском аэропорту – на паспортном контроле ей сказали, что у неё "возникли проблемы". Светлана отправилась к сотрудникам службы безопасности, при этом успев написать маме несколько SMS. Вскоре её поместили в тесное помещение, где было много других девушек. Это был миграционный центр. При этом день она провела в полицейском участке.

– Я спала на холодном полу, простудила почки, заработала цистит, пневмонию, – вспоминает она. – Еды почти не давали, разве что утром наливали чай в бутылочку, плюс лавашом угощали. Посольство ничего не делало, адвокаты не выходили на связь. Потом всё-таки пришёл бесплатный адвокат от консульства, принёс мне три бутылки воды, три пачки сигарет и печенье, за что ему большое спасибо. Там столько было девушек – сириек, турчанок, ливанок... Я одной турчанке даже деньги оставила на билет. Она там сидела, потому что мать её подруги сказала, будто бы она употребляет наркотики, а когда её обследовали, это не подтвердилось. И всё равно она там сидела.

Долгое время Светлане не сообщали, почему её держат взаперти, пока с ней не поговорил начальник миграционного центра.

– Он спросил: "Девушка, вы знаете причину вашего задержания?" Я ответила: "Нет!" Тогда он сказал: "Ну, вам это не понравится". И лишь после этого мне сказали, что причина задержания – проституция, а основание для этого – жалоба на ресепшн. Больше у них ничего на меня не было. В конце концов мне разрешили приобрести обратный билет через приложение в телефоне – я в наручниках получила его и купила билеты, себе и девушке. Дома была только 18-го июля. Хочу посоветовать девушкам, которые летят в Ливан, будьте аккуратнее, заселяйтесь в хорошие отели, не запускайте к себе даже своих парней, встречайтесь с ними в кафе, на улице, но не в отеле.

Хассан пытался помочь девушке в той ситуации, но ничего не смог сделать – Светлана планирует с ним позже встретиться уже в России. Сейчас же она вместе с адвокатом собирается бороться за то, чтобы ей отменили пожизненную депортацию из Ливана.

– Может, я и нарушила порядок проживания в их стране, но не до такой же степени. Я люблю Ливан, хотела бы там пожить, попутешествовать.

На вопрос репортёра Metro, кем девушка работает, она призналась, что постоянной работы у неё нет, лишь иногда она подрабатывает таксисткой.

– Если девушка симпатичная, много путешествует, почему сразу у всех мысли, что она как-то непонятно зарабатывает? – возмущается Светлана. – Нет, у меня есть деньги, которые я получила от бабушки в наследство. С деньгами у меня нет проблем и, надеюсь, никогда не будет!

Выдержки из дневника Светланы, который она вела в заточении:

10.07

“Клетка 3 на 4. Девушки, мужчины, все вместе сидят. Кондиционер течёт прямо на меня. Сидим на голом полу, тапочки запрещены, лечь никак”. (речь в данном случае о нахождении в полицейском участке, женщины и мужчины сидят в соседних клетках, при этом их разделяет ограничительная полоса, - прим. Ред.)

11.07

“Как мы спали? Это ужас! Невыносимо ни сидеть, ни лежать – тупо голый пол. Стелешь что-нибудь под себя – лично я стелю платье. Чтобы пройти в туалет, нужно идти по головам через 25 девушек. Шторка в туалет сделана из мусорного мешка. Зеркала нет, душа нет. Арабки рисуют себе брови ручкой и на ночь и утром. Многие ревут”.

14.07

“Схватило спину, защемило нерв. Погадала девчонкам, дай Бог всё будет хорошо. Ржём, читаем книги, играем в карты. В общем, в тюрьме бывает весело!”

15.07

“10 одеял на 20 девушек, вместо подушек подкладываем наши вещи под голову. О простынях можно только мечтать. Ладно, деньги есть – можно курить, можно шоколад, воду, кофе и даже крем для депиляции, который не помогает”.

Интервью с адвокатом из Ливана Жалалом Журди, который проанализировал историю Светланы Самборской.

Насколько правдоподобно выглядит версия девушки?

Не совсем правдоподобно. Дело в том, что днём любой человек может приходить в гостиничный номер к девушке, только ночью нельзя. При этом в одном номере ночью могут находиться только супруги, и когда их селят вместе, проверяют свидетельство о браке. Конечно, "настучать" на кого угодно может любой человек, особенно если есть подозрение насчёт проституции, но нарушителя должна сама полиция потом поймать на этом.

Если в Ливане подозревают в проституции, насколько это серьёзное обвинение, может ли оно возникнуть на пустом месте?

На пустом месте никаких претензий к человеку возникнуть не может! Так, для ареста должны совпасть несколько факторов – туристка за деньги занимается проституцией, и при этом не с одним человеком. Причём полиция должна самостоятельно поймать нарушителя. В Ливане есть закон о проституции. Ею может легально заниматься только ливанка, и то она должна быть зарегистрирована в полиции. Определено место, где она должна этим заниматься, при этом она должна регулярно сдавать анализы. Если иностранка занимается проституцией, это незаконно, и её могут арестовать и судить. Но если девушку задержали и отпустили, значит, у полиции не было доказательств, и дело не пошло в суд. Получается, из полицейского участка Светлану отпустили в миграционный центр, поскольку у полиции ничего на неё не было, потом ею занялись уже в центре – там своё следствие ведётся, там занимаются именно иностранцами. Столько времени её держали там, чтобы проверить законность нахождения в стране и тому подобные моменты. Но долго задерживать её в "иммигрейшн" уже нельзя было, поскольку у полиции ничего не было на девушку.

Светлану в итоге отпустили, но при этом дали пожизненную депортацию – о чём это свидетельствует?

Ливанский ОВИР имеет право депортировать любого человека, даже если он не виноват, но при этом есть какие-то подозрения, что он занимается чем-то нелегально. В этом случае иностранца могут спокойно выслать из страны без права на возвращение. И потом этот человек уже не может вернуться в Ливан. Только в случае, если он напишет генеральному директору ОВИРа заявление с просьбой о въезде. И даже при этом гендиректор имеет полное право согласиться или отказать, причём без объяснения причин. Есть и другая возможность - если девушка захочет выйти замуж, то после долгой проверки ей тоже могут разрешить приехать в Ливан вторично.

Какие ещё есть сомнения в истории, которую изложила Светлана?

Не так легко туристу купить квартиру в Ливане, а кроме того, здесь очень сложно получить вид на жительство. Стоимость недвижимости очень высокая, и даже многие ливанцы, у которых есть образование, работа, снимают жильё, не имея возможности его купить. На рынке жилья сейчас очень много новых квартир, но их не покупают – местные не могут их купить, так как в Ливане всё платное – образование, медицина, да ещё и цены тут подросли. Есть, конечно, богатые, которые покупают шикарные квартиры – так, на набережной у моря они продаются за 2 миллиона долларов. Разброс цен большой, самая дешёвая квартира будет стоить не меньше 120 тысяч долларов. Теперь о содержании. В миграционном центре действительно мало места, потому что там много разных дел разбирают, но условия содержания при этом не настолько плохие.

Действительно ли российские туристки рискуют быть задержанными, если едут в Ливан?

Ливан - достаточно свободная страна, светская. Если девушка, например, не задержана здесь с наркотиками, или полиция не поймала её на том, что она занимается проституцией со многими людьми, причём за деньги, то всё в порядке. Страшно, если есть криминальная статья, то же убийство или кража, но это верно и для России, не правда ли? Да, у нас есть мусульманские районы, где лучше не ходить в шортах – и то лишь потому, что будут косо смотреть. Но в полицию за такое не заберут!

Исламовед Раис Сулейманов также заявил Metro, что в истории Светланы есть много непонятного.

– Человек ведёт себя наивно – например, как, оказавшись в такой ситуации, можно хотеть вернуться в Ливан? – говорит Раис. – Хорошо ещё, что Светлану не продали в сексуальное рабство или силой не выдали замуж! Такие прецеденты были. Я бы после такой истории туда бы даже не сунулся! Тем более что Ливан не привлекателен для туристов. Дальше, зачем ей покупать дом в Ливане, а не, допустим, в том же Краснодарском крае, ну или в Турции, где налажена купля-продажа недвижимости? А ведь Ливан расположен рядом с Сирией, оттуда в страну прибывает много беженцев из-за военных действий – это явно не та страна, куда нужно ехать. Мне кажется, тут что-то недоговаривают. Но если это правда, то её предостережение оправдано. Когда она пригласила мужчину к себе в номер, её восприняли как иностранную проститутку и отправили в миграционную тюрьму, по-русски – в спецприёмник. В арабских странах если женщина остаётся в отеле не со своим родственником-мужчиной, всегда просматривается сексуальный подтекст. В той же Иордании, соседствующей с Ливаном, местная женщина не может сесть к мужчине даже в такси, и поэтому их возят родственники. Теперь что касается её бойфренда. Да, он показал паспорт – ну и что? Это всё на свой страх и риск! Я знаю случай, произошедший в Казани. Там местная жительница познакомилась с арабом из Иордании, как потом выяснилось – брачным агентом. Он был красивым, девушка в него влюбилась. Она отправилась на свадьбу с ним в Иордании, и во время мусульманского обряда зашёл какой-то мужчина и сказал, что её купили как невесту. К счастью, ей удалось сбежать.