Руководители организаций производителей и поставщиков продовольствия и объединений торговых сетей призвали власти страны ”разморозить” проект Минпромторга России, который предполагает обеспечение малоимущего населения страны продуктовыми карточками, пишет РБК.

Заявление уже подписали 12 представителей бизнеса, среди которых глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон, руководитель Национального союза производителей молока Артем Белов и генеральный директор Союза участников потребительского рынка
Ольга Баранникова.

Авторы инициативы предложили ежемесячно выделять карточки на сумму десять тысяч рублей. Всего поддержку от государства предполагается оказать десяти миллионам россиян. Финансирование проекта в мае-декабре этого года потребует 800 миллиардов рублей.

"…Такая мера не только поддержит граждан, чьи доходы по независящим от них причинам стали недостаточными для обеспечения неотложных нужд их самих и детей, находящихся на их иждивении, но и увеличит платежеспособный спрос на продукцию российских предприятий, что поможет сохранить рабочие места и устойчивость бизнеса продавцов и поставщиков такой продукции. Считаем важным также срочно обеспечить закрытые сейчас столовые, кафе и рестораны государственными и муниципальными заказами на организацию дотируемого и бесплатного питания горячей пищей остро нуждающихся в этом людей, разумеется, с соблюдением всех карантинных требований…" – говорится в заявлении.

– Важно понимать, что эти карточки не имеют ничего общего с теми, что были при СССР, – объяснил Metro один из авторов инициативы, руководитель исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации Сергей Юшин. – Это не продовольственные талоны. Речь вообще не об этом. В России сейчас нет дефицита товаров, продуктов питания достаточно. Только вот не у всех граждан есть на них деньги. Даже по официальным данным, у большой части населения доходы ниже прожиточного минимума. Очевидно, что эти люди нуждаются в дополнительном питании, чтобы поддерживать на должном уровне здоровье и иммунитет. Соответственно, продуктовые карточки в современном понимании – это так называемая адресная поддержка незащищённых слоёв населения. Подобные программы есть уже в ряде стран, в США, например. Людям не нужно думать, сколько стоит гречка или рис, им не нужно бояться повышения цен: ведь они знают, что всегда могут купить необходимые продукты.

По словам Сергея Юшина, в сегодняшних условиях денег на реализацию проекта потребуется больше, чем в обычные времена. Ведь нужно позаботиться ещё и о тех, кто потерял работу и возможность кормить свои семьи. И это касается не только столицы, но и всей страны.

– Если население будет нормально питаться, улучшится демография, уменьшится бедность, снизится уровень криминала, – рассказал он. – Множество плюсов. Несколько лет назад, кстати, Минпромторг уже занимался этим проектом, но деньги на него выделены не были. “За бортом” по-прежнему остаётся большое количество людей. А учитывая, что в ближайшее время цены даже на самые необходимые товары будут повышаться, у малообеспеченных слоёв населения будет всё меньше возможностей их приобретать. Согласно официальной статистике, у нас около 20 миллионов людей с доходом ниже прожиточного минимума. Даже если им начислять на продовольственную карту по тысяче рублей в месяц, получится 240 миллиардов рублей в год. Не так уж много для бюджета страны. Но даже это даст эффект: люди будут лучше питаться, реже ходить в поликлиники, реже ложиться в больницы. Тем самым, государство уменьшит расходы на лечение этих людей. При желании, реализовать проект можно в течение года в неспешном темпе. У нас ведь могут, когда хотят! QR-коды те же самые меньше, чем за месяц ввели.

Однако столичные власти, рассмотрев проект, заявили, что конкретно в Москве в ближайшее время карточек точно не будет: "По жизни надо быть готовым ко всему, но пока эта мера (введение продуктовых карточек – прим. ред.) не рассматривается", – заявил в эфире "Эха Москвы" руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.


Владимир Колмаков – экономист, доцент РЭУ им. Плеханова:

Ход мысли авторов инициативы понятен – они хотят защитить свой рынок сбыта, апеллируя к вполне благородным мотивам поддержки населения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Из очевидных плюсов такой системы – поддержание стабильного спроса и предложения базовых продовольственных товаров, а также исключение возможности злоупотреблений: на продуктовую карточку точно нельзя будет купить алкоголь. Но на этом плюсы заканчиваются, так как опыт введения таких карточек показывает, что их тут же начнут "обналичивать" как материнский капитал, только в больших масштабах (то есть проблема потенциального роста алкоголизма не снимается), появится рынок поддельных карточек или "сомнительных" услуг по их оформлению, от которого больше всех страдают наименее защищённые слои населения. Но куда больший деструктивный потенциал заложен в экономической стороне вопроса. Перенеситесь мысленно из Москвы или иного города в сельскую местность, и вот вы в деревне, где есть всего один продовольственный магазин, который обяжут принимать продуктовые карточки. По какой цене они будут эти карточки потом рефинансировать? Наверняка найдётся не один локальный или региональный акт, в котором установлена нормативная цена килограмма сахара на уровне 20 рублей, не взирая на реальные затраты конкретного магазина. Когда эти 20 рублей будут возвращены розничному продавцу? Через месяц-два при условии предоставления вороха документов. А поставщик этого сахара хочет деньги за него авансом. Вывод: реализация данной инициативы убьёт малую розничную торговлю окончательно, так как в описанных условиях проще будет закрыть бизнес. Жители мегаполисов не заметят потери, а вот сельская местность пострадает очень сильно.

Второй момент – как эти карточки раздавать? По-советски – в очередях в собесе или местной администрации? Или дистанционно через госуслуги людям, у которых ни компьютера, ни смартфона, ни навыков ими пользоваться? Какое раздолье для мошенников.

Инициатива с карточками – это тот случай, когда я лично проголосую за постановку на учёт всех безработных (заодно и узнаем сколько их) в органах занятости и выплату им повышенного пособия по безработице, а чтобы пить не начали – можно и нужно ужесточить контроль над оборотом алкоголя, это наше государство умеет.


Напомним, идея с продуктовыми карточками впервые была предана гласности в 2015 году. В мае 2017 года Минпромторг оценил стоимость ее реализации в 200–300 млрд руб. в год. Однако в октябре 2017 года директор департамента бюджетной политики Минфина Светлана Гашкина заявила, что средства на реализацию идеи в проекте бюджета на 2018–2020 годы не предусмотрены.