Среди опасностей, которые заботят современных родителей, в тройке лидеров находится так называемый буллинг или возможная травля их детей в школе. Почему дети становятся жертвами травли, как об этом узнать родителям и что им делать – на эти вопросы Metro ответил педагог Дима Зицер, автор лекции "Про школьную травлю", которая 13 декабря ожидается в популярном лектории "Прямая речь".

1. Почему ребёнок может стать жертвой школьной травли?

– Буллинг или травля – это ситуация совсем не простая, 
грань между травящим и между тем, кого травят, очень тонкая. Так легко в силу самых разных причин "поскользнуться" и оказаться либо с одной, либо с другой стороны. Ребёнок, ставший эпицентром школьной травли, обычно становится таковым за непохожесть на других. Он может отличаться чем угодно – важно, что эта непохожесть превращает его в жертву, которая очень часто не готова рассказать об этой ситуации другим.

2. Почему дети не говорят родителям о проблемах с одноклассниками?

– Жертва травли очень и очень похожа на жертву насилия. И те и другие очень часто не говорят о своей беде и делают всё, чтобы умолчать о случившемся. Чаще всего это происходит из-за страха. Жертва травли может по каким-то причинам быть не уверен в реакции родителей. Ребёнок опасается того, что ему больно, а после того как он расскажет, будет ещё тяжелей, ну заодно ещё и маме станет больнее и так далее.

3. Что нужно делать родителям, если они заподозрили, что ребёнка травят?

– "Тебе нужна помощь?" – один из самых важных вопросов, который нужно задать, когда вы видите, что с ребёнком не всё в порядке. Такой вопрос подразумевает диалог и даёт надежду на искренний ответ. Если же мы спрашиваем: "Что случилось?", то это начало допроса с пристрастием. Вопрос "Нужна ли тебе помощь?" оставляет ребёнку выбор сказать или не сказать. Это совсем другого уровня разговор! Но этот разговор возможен, если мама и папа в контакте с ребёнком, у них выстроены человеческие отношения и они искренне интересуются тем, что происходит в жизни их ребёнка. И тогда даже в таких неоднозначных ситуациях как травля, распутать которую просто невозможно в один прыжок, инструменты взаимодействия найти можно.

Не нужно ожидать, что травля уйдёт, как говорится стерпится слюбится. Каждый момент травли стоит разбирать отдельно, но самая главная ошибка – это пытаться искать в этой ситуации рационал, говорить, что жертва травли на самом деле виновата сама, пытаться изменить эту непохожесть в ребёнке. Важно осознавать, что жертва травли, как и любая жертва, вообще ни в чём не виновата! Ещё один важный момент, когда речь идёт о травле – если такая ситуация возникла, то это профессиональное фиаско учителя. Коллектив в котором существует травля это, безусловно, коллектив в котором человеческие отношения и инструменты взаимодействия абсолютно не проработаны и они заменяются на отношения животные.