Во всероссийском детском центре «Орлёнок» в Краснодарском крае будущие спасатели, водолазы и конструкторы сдавали экзамены. За манёврами наблюдал журналист Metro

Видеооператора Петра Капицу юные спасатели реанимировали второе лето подряд. В прошлом году команда не уложилась по времени, и Пётр «умер, не приходя в сознание». На этот раз видеооператор снова упал с моторной лодки в море. Спасатели полчаса делали массаж сердца и искусственное дыхание. Пётр упорно не хотел открывать глаза. Но всё-таки открыл и, значит, выжил. А юные спасатели сдали экзамен.

Спасатели доставляют к берегу выпавшего из лодки видеооператора Петра Капицу.

Спасатели доставляют к берегу выпавшего из лодки видеооператора Петра Капицу.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Конкурс – как в театральный вуз
Во всероссийском детском лагере «Орлёнок» закончилась единственная в России смена подводно-исследовательской тематики для подростков – «Океанавтика». Эта уникальная программа была разработана Центром подводных исследований Русского географического общества совместно с лагерем. В течение года подростки со всей России проходили заочное обучение: получали задание и сдавали экзамены. Из полутора тысяч детей от 13 до 16 лет были выбраны сто лучших. Именно они и стали участниками программы «Океанавтика».

Некоторые океанавты проходят программу не по одному разу.

Некоторые океанавты проходят программу не по одному разу.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Обучение в лагере проходило по пяти направлениям: акванавты (подводное плавание с аквалангом); гидронавты (пилотирование обитаемых подводных аппаратов); спасатели (приобретение навыков доврачебной помощи, спасения на воде); хранители (консервация и реставрация артефактов); изобретатели (лаборатория подводной робототехники).

«Орлята» учатся нырять
В течение трёх недель акванавты учились погружаться под воду – сначала в бассейне, затем в море.
Во время экзаменационных манёвров водолазы получили задание: исследовать дно Чёрного моря. В результате через полчаса океанавты поднялись на поверхность с добычей: в специальных контейнерах находились ракушки, мидии, песок и осколки амфор. Следующим заданием стало  спасение обитаемого подводного аппарата. По легенде, батискаф запутался в сетях и не может всплыть на поверхность, у тех, кто им управлял, запас кислорода на исходе. Но акванавты справились.

Спасение на водах
Во время экзамена группа юных спасателей оказала помощь 17 взрослым.
– Начальника нашего лагеря «Штормовой» (один из корпусов «Орлёнка». – Прим. ред.) Богдана Юрьевича спасли от сердечного приступа; исполнительный директор Центра подводных исследований Сергей Георгиевич подавился и не задохнулся только благодаря нам, – перечисляет спасатель Алёна. – Ещё наложили шину на ногу и зафиксировали травмированную шею археологу Егору. У начальника пресс-службы ЦПИ случился солнечный удар. Она упала, получила травму головы, потеряла память. Мы оказали первую помощь и передали Марину врачам «скорой». Но самым сложным спасённым оказался оператор Пётр Капица. Ему дольше всех пришлось делать искусственное  дыхание.

Юные акванавты со своим руководителем – опытным водолазом Игорем Галайдой.

Юные акванавты со своим руководителем – опытным водолазом Игорем Галайдой.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Помидор, ответьте Медузе
Каждая команда получила свой позывной: «Медуза», «Магнит», «Пост», «Первый», «Помидор».
На позывной «Помидор» отзывались гидронавты. Обитаемый подводный аппарат внешне похож на томат.
В команде спасателей оказались самые выносливые. Им приходилось вытаскивать из воды «утопающих», перетаскивать людей на носилках и многое другое.
Обитаемый подводный аппарат внешне похож на томат.

Обитаемый подводный аппарат внешне похож на томат.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Неспящие роботы
Юным изобретателям предстояло за смену сделать подводных роботов – уменьшенные копии аппарата «Магнит», который используют сотрудники Центра подводных исследований в своей работе.
– Если наши водолазы и спасатели после занятий спали без задних ног, то изобретатели готовы были чертить свои схемы и работать с паяльниками даже по ночам, – говорят организаторы.

Всё как у взрослых
Авторы программы «Океа­навтика» – сотрудники Центра подводных исследований РГО.
– Мы накопили большой опыт и решили поделиться им с детьми, – говорит исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. – Разработали программу. Рассказываем подросткам о подводных исследованиях: о целях, задачах, технологиях и трудностях, с которыми сталкиваются специалисты на глубине. О том, как артефакты проходят путь от находки до экспоната. Вместе с ребятами создаём подводно-исследовательское оборудование. Возможно, кто-то из этих детей через несколько лет будет работать с нами. Но даже если этого не произойдёт, то подростки получат новые знания и важные навыки.

По легенде, у сотрудника ЦПИ Марины Давыдовой – травма головы и кровотечение из носа.

По легенде, у сотрудника ЦПИ Марины Давыдовой – травма головы и кровотечение из носа.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

По словам сотрудников Центра подводных исследований, шанс стать океанавтом есть у всех российских подростков от 13 до 16 лет, независимо от места проживания. Главное – успешно пройти заочную учебную программу.