Это раньше в детской песенке возмущались: "Где это видано, где это слыхано, / Папа решает, а Вася сдаёт?" Современные родители частенько только так и делают. Детский и семейный психолог Мария Шаталова (@psycholog_na_kuhne) уверяет, что помогать с уроками детям нормально, главное – не путать, какая именно помощь нужна.

– Задача взрослых – помочь детям научиться выполнять домашнее задание самостоятельно, а не делать "домашку" за них, – говорит психолог. – Вторая грубая ошибка – ставить тему уроков и школы на первое место в процессе общения. Зачастую в борьбе за идеальное домашнее задание и хорошие оценки родители теряют связь с детьми, а ведь школа – лишь один из этапов жизни, а отношения, доверие, близость – навсегда.

По мнению Марии Шаталовой, помогать с выполнением домашних заданий нужно в двух случаях: на этапе начальной школы, когда ребёнок только привыкает к системе, а также когда ребёнок сам просит о помощи, даже если это старшие классы. И всегда важно проговорить, что вы помогаете, но не делаете за ребёнка.

– Родители часто чрезмерно пытаются контролировать детей в выполнении "домашки". В идеале лучше передать ответственность за выполнение домашнего задания ребёнку, – советует эксперт. – То есть когда родитель убедился в том, что ребёнок понял, как выполнять домашнее задание, будет здорово, если он или она сами столкнутся с последствиями невыполнения: замечанием учителя, плохой оценкой, своими чувствами по этому поводу.

Кроме того, важно не путать роли, не стоит выступать в качестве учителя. Ребёнок очень нуждается в том, чтобы родители оставались родителями: близкими людьми, которые принимают и любят безусловно, могут помочь и поддержать независимо от успеваемости и оценок.

– Цель школьных лет – не зазубрить программу и отчитаться по ней учителям, но научить ребёнка быть самостоятельным, критически мыслить, находить решения. Поэтому адекватная помощь и поддержка будут очень полезны на этом пути, но не медвежья услуга в виде готовых заданий стараниями родителей.

Совместное решение школьных заданий может сплотить родителей и детей, только если этот процесс не вызывает раздражения ни у ребёнка, ни у родителя. Важно сдерживать негативные эмоции и создавать творческую атмосферу.
 
"Помогать с "домашкой" нужно в двух случаях: на этапе начальной школы и когда ребёнок сам просит о помощи".
Мария Шаталова, детский психолог
 
Несколько советов
  • Не стоит сравнивать ребёнка с другими, в том числе с собой "в его годы", но сравнивать успехи самого ребёнка раньше и сейчас – прекрасная идея для мотивации. В прошлом году ты только учил отдельные слова, а в этом уже задаёшь по-английски вопросы. То ли ещё будет!
  • Нельзя связывать наказание с выполнением домашнего задания. Избегайте фраз: "ты наказан – делай уроки!", "пока не сделаешь "домашку", не пойдёшь на улицу".
  • Важно разделить пространство для учёбы и для игры и определить время для выполнения "домашки". Если задано много, стоит делать перерывы.