Учёные из Государственного института русского языка имени Пушкина провели анализ информационного потока

– У нас не прогноз, не голосование на основе пристрастий и вкуса, а объективные данные, – сказал Metro доктор филологических наук, проректор по науке Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Михаил Осадчий. – У нас есть авторская методика. Отбор проходит в два этапа. На первом мы смотрим, какие темы были самыми обсуждаемыми в течение года. Объём текстов по той или другой теме. Потом в этих темах мы определяем ключевые слова по двум параметрам. Первый – частотность использования, второй – значимость слова. В чистом виде брать частотность нельзя, так как это могут быть слова, не несущие значения – предлоги, союзы и так далее. Поэтому плюс значимость, смысловая насыщенность,  метафорическая ёмкость… Таким образом выбрали десять слов.

Слова-финалисты потом попали в "машину", которая выяснила, на сколько частота упоминания каждого конкретного слова выросла по сравнению с тремя предыдущими годами.

Рост более чем в 10 раз показали два слова: "самоизоляция" и "обнуление".

Смысловое плавание

По словам эксперта, "самоизоляция" и "обнуление" живут в русском языке давно, они не новые. Просто раньше не было повода для массового употребления.

– Интересно, что "обнуление" очень быстро отошло от политики, – говорит Михаил Осадчий. – В половине контекстов оно не связано с Конституцией. Люди стали использовать его для обозначения всего, что происходит с нами сегодня: обнуление доходов, обнуление  связей, обнуление коммуникаций, передвижений – просто всё стало обнуляться. "Наташа, мы всё обнулили" – помните мем? Обнуляется всё. Это слово – символ, оно ушло в своё смысловое плавание.

"Из всех слов только "ковид" раньше в русском языке не использовалось. Остальные, включая "коронавирус", были".
Михаил Осадчий, доктор филологических наук

Не оправдали ожиданий

По словам лингвиста, он ожидал большего от многих слов, которые даже не вошли в десятку лидеров – например "каникулы".

– У этого слова был хороший результат, но в топ оно не попало, – говорит эксперт. – Что ж, мои прогнозы не всегда сбываются. Я ждал, что слово "дистанцирование" вырвется в тройку лидеров – это символ нашего времени, а оно показало рост всего 75%.

Самое главное слово

"Ковид" – слово, которое звучит в речи каждого человека не только в России, но и в мире по несколько раз в день, стать словом года в России не смогло. Всё дело в методике.

– Оно, естественно, вошло в десятку самых упоминаемых, – говорит Михаил Осадчий. – Но оно новое. Понятно, что если в прошлом году частота его использования была равна нулю, то любая цифра в этом году даёт ему тысячи процентов – это некорректно, нечестно. Оно вне конкуренции.  Такая у нас методика, кто придумает лучше – мы будем рады.

Праздник языка

По словам эксперта, эпидемия коронавируса и связанные с этим события и ограничения привели к всплеску языкового народного творчества.

– Много в этом году было смешных слов:  "ковидарий", "ковидник", "карантикулы", – говорит Михаил Осадчий. – Многие забавлялись смысловой игрой, многие перестали работать, юморили, шутили со слезами на глазах! Это был год народного языкового творчества.


Самые важные слова 2020 года в России

Слово года:

  • "Самоизоляция"
  • "Обнуление"
  • "Ковид" (вне конкуренции)

2-е место:

  • "Карантин"
  • "Поправки"
  • "Удалёнка"

3-е место:

  • "Дистанцирование"
  • "Голосование"
  • "Конституция"
  • "Коронавирус"