Главную промышленную выставку России ИННОПРОМ-2014 в Екатеринбурге посетил глава российского правительства Дмитрий Медведев.

Больше всего времени премьер провёл у стенда Уралвагонзавода, который представил на выставке свою последнюю разработку – трамвай Russia 1. Создали его на заводе Уралтрансмаш, входящем в корпорацию Уралвагонзавод, производящую вагоны и танки (напомним, УВЗ - это тот самый завод, рабочие которого поддержали Путина на последних выборах, пригрозив оппозиции, что приедут и "разберутся", после чего город Нижний Тагил в народе стали гордо именовать Путинградом).

По обычаю российских военных, разработка была  засекречена – о ней не было почти никакой информации в интернете. Вплоть до самого начала ИННОПРОМа пресс-служба Уралтрансмаша  категорически отказывалась предоставить данные о трамвае и выслать его фотографии.

Первыми увидеть Russia1 смогли посетители выставки. Корреспонденты Metro заглянули внутрь трамвая за несколько минут до того, как в него зашёл премьер Медведев.

Почерк военных чувствуется во всем, начиная с внешнего облика трамвая: корпус выполнен из черных композитных материалов (все швы закрыты герметичными накладками) и больше походит то ли на ракету, то ли на вытянутый кристалл. Впрочем, этому есть технологическое объяснение.

- Обратный наклон водительского стекла отражает блики и увеличивается обзорность, - объяснил Metro главный конструктор трамвая Максим Кузин. – И даже там, где обзор закрывает водительская панель, водителю всё равно всё видно – с помощью камер. Боковые стёкла начинаются очень низко и открывают ту мёртвую зону, в которой происходит большинство наездов на пешеходов.

В кабине водителя слева и справа – кнопки и датчики, перед водителем – компьютерная панель, но при этом нет никаких рычагов управления.

- Мы специально не стали их устанавливать, - пояснил Metro конструктор. – В Санкт-Петербурге водители предпочитают управление на джойстике, в Москве – на педалях. Поэтому конкретная комплектация будет зависеть от заказчика.

По словам разработчиков, это первый в России трамвай бизнес-класса: для тех, кто располагает средствами, ценит время и хочет ездить быстрее, без пробок. Как  предполагается, пользоваться им будут бизнесмены и менеджеры среднего звена. В Москве он будет возить пассажиров от третьего кольца до центра города. А для городов поменьше такой трамвай должен стать украшением улиц – любая машина затормозит перед ним и пропустит вперед.

- В Москве люди, когда ещё издали видят новый низкопольный трамвай, произведенный нами совместно с польской компанией ПЕСО, пропускают вагон или несколько, чтобы сесть именно в него, - говорит Максим Кузин. – Хотя у него менее шокирующий дизайн. Представьте, как будет популярен Russia-1!

Стоит трамвай-ракета около 50-60 млн руб – дороже отечественных аналогов, но дешевле импортных: такие же "Сименс" и "Бомбардье" – порядка 100 млн. Впрочем, экономику здесь надо считать не в рублях, а в пассажирах: главный конкурент Russia1 - низкопольный трамвай "Трансмашхолдинга" (который уже прошёл обкатку в Москве) - это 1-секционный вагон на двух тележках (4 оси колёс). А Russia1 - это 3-секционный вагон на тех же четырех осях, то есть он способен перевезти в три раза больше пассажиров! Не говоря уже о том, что Уралвагонзавод сам производит колёсные тележки (а это – до 40 процентов стоимости трамвая).

Помимо люксовой версии, сейчас разрабатывается версия трамвая "интерсити-экспресс"(высокоскоростной трамвай-поезд для поездок между городами), а также версии городского трамвая для среднего класса и эконом-вариант. Но при этом дизайн останется таким же шокирующе-рубленым, а внутренняя отделка и качество сборки останутся "на уровне". 

- Меня всегда удивляло, почему трамвай за 100 млн (а это  4 Maybach) выглядит как "Жигули" или Skoda в лучшем случае! – говорит Алексей Маслов, дизайнер трамвая Russia1. - Этим проектом я показываю, как можно делать круто и недорого!

На Уралтрансмаше уверены, что в ближайшее время трамвай от УВЗ появится в российских  столицах. Разработчики полагают, что и пассажиры будут относиться к транспорту будущего бережно.

- Любой вандал, как только войдёт в трамвай, сразу же почувствует свою ущербность и перевоспитается, - уверен дизайнер Russia1 Алексей Маслов. – А для детей, которые вырастут, ездя в таких трамваях, они уже будут нормой.

Скоро у трамвая R1 появятся свои Twitter и Instagram-аккаунты, в которых трамвай будет писать посты от своего имени.