Эпоха космоса

"1960-е годы – космическая эпо-ха: в моде были футуристические формы, геометрические орнаменты и блестящие ткани, – рассказывает Марина Скульская. – Бабетты, начёсы и фены в парикмахерских напоминали скафандры, а короткие изя-щные сапожки на плоской подошве, казалось, скоро могут пригодиться для прогулок по Луне".

По словам Марины Скульской, мода 1970-х в нашу страну пришла чуть позднее, чем на Запад.

"Для мини-юбок нужны были колготки, а у нас всё ещё бытовали страшные капроновые чулки и штаны с начёсом, – продолжает Марина. – Тем не менее к середине десятилетия стали появляться невиданные доселе сапоги-чулки. Мы в то время жили в Таллине, моя мама работала журналистом. В 1974 году у неё появилась роскошная пара таких сапог из лакированной клеёнки выше колен – редчайший экземпляр, купленный в комиссионке за 120 рублей. Мама усовершенствовала модель, вшив две резинки, чтобы сапоги не сползали".

Равнение на звёзд

По словам Марины Скульской, шиком в те годы считались облегающие свитера-гольф, они же битловки. Именно в них сочетались браком Владимир Высоцкий и Марина Влади, в модном бадлоне и костюме "с отливом" щеголяет герой Андрея Миронова в "Бриллиантовой руке". Булат Окуджава и Белла Ахмадуллина всегда появлялись на публике в чёрных свитерах.

"Чёрный считался цветом интеллигенции, – объясняет Марина. – Конечно же, у моей мамы были чёрная юбка и чёрная битловка – их шили в подпольном цехе под Таллином. Джинсы были одной из самых вожделенных вещей, символом не только моды, но и свободы. Идеалом считались американские фирменные модели, за них люди готовы были отдать несколько зарплат. Довлатов вспоминал о премьере спектакля "По ком звонит колокол" в Русском театре, что больше всего его поразили польские джинсы главного героя, такие же, какие были на нём самом".

Фарца и комиссионки

Модные вещи часто покупали у фарцовщиков. Примерять не давали, и продавцы часто обманывали покупателей: например, разрезали джинсы пополам и продавали дважды.

"Импортную одежду можно было также найти в комиссионных магазинах, куда сдавали в том числе абсолютно новые вещи, присланные из-за рубежа родственниками, – рассказывает Марина. – Третий источник – приезжие иностранцы. В Финляндии был полусухой закон и очень дорогой алкоголь. Финны приезжали в Таллин выпивать и каждый вечер стояли под окнами нашего дома в центре города с пустой бутылкой водки в одной руке и безумно модным плащом-болонья – в другой. Наконец, все шили – или сами, или у портных. У моей мамы был потрясающий наряд: платье-жакет с разрезом до талии и шорты из чёрного панбархата, расшитого вручную серебряным бисером. Помню, как из этого костюма сделали платье на бретельках в 1980-е, а в 1990-х – топ, который я долго с гордостью носила".

Привет от Довлатова

"Мама работала с Сергеем Довлатовым в газете "Советская Эстония" и переписывалась с ним в течение трёх лет после его отъезда за границу. Недавно она рассказала мне такую историю. Мне было четыре года, мы встретили Довлатова на улице, и он отметил мой "мексиканский костюм" – замшевую курточку с бахромой. Позднее в одном из писем передал привет "юной мексиканке". Так что моё знакомство с писателем документально подтверждено!"