Её создатели, автор сценария Лили Идова и режиссёр Михаил Идов, рассказали Metro о пересечениях сюжета с их личной жизнью, о фальшивой цитате Салмана Рушди и о желании зайти на территорию экшена

В центре сюжета картины – пара Женя и Никита, которые по дороге в аэропорт успевают поссориться. В итоге Никита летит, как и планировалось, в Таиланд, а Евгения решает рвануть в Берлин к подруге. В Германии девушка неожиданно оказывается на съёмочной площадке известной режиссёрской пары, снимающей фильм про Набокова. И здесь её жизнь меняется на 180 градусов...

Лили и Михоил Идовы.

Лили и Михоил Идовы.

Екатерина Чеснокова, РИА Новости

Фото:

Очевидно, что в истории много пересечений с вашей реальной жизнью, в частности в эпизодах про режиссёрскую супружескую пару. Можно ли фильм в целом назвать автобиографичным?

Лили Идова: Это очень личная для нас история. После всех костюмных и исторических драм, которые мы до этого делали, нам очень хотелось снять кино про себя, про наших друзей, про сегодняшний день. Правда, сейчас мы понимаем, что у нас снова получился исторический фильм – про 2019 год, про конец свободной эпохи, когда люди могли прийти в аэропорт и улететь куда угодно.
Михаил Идов: Я бы сказал, что у нас автобиографичность не в событиях, а в эмоциях. Все переживания, все конфликты, которые происходят в парах главных героев (а эта история, конечно, про пары), – это всё в разные моменты нашей жизни испытывали Лили и я.

Режиссёрская пара из фильма – Генрих и Мелиора – с такой усталостью отвечает на расспросы журналистов о том, как им работается вместе. Я так понимаю, этот вопрос и вас, наверное, порядком утомил. Но всё же: как вы делите творческие процессы и как ещё не поубивали друг друга?

Л.И.: Мне кажется, у нас это получается только потому, что мы приходили к совместному творчеству очень постепенно. Когда мы встретились, у нас были абсолютно разные сферы деятельности.

М.И.: Я был музыкантом, а Лили – юристом. Если бы мы были сценаристами на момент нашей встречи, мне кажется, мы друг друга загрызли бы в первый месяц. Так что да, наше совместное творчество – это прямой результат первых 15 лет жизни вместе, когда мы занимались другими делами, а не наоборот.

В фильме лейтмотивом звучит фраза Салмана Рушди про души, которые не успевают за нами,  когда мы путешествуем на самолётах. Это знаковый для вас писатель? Или просто эта фраза послужила вдохновением для сюжета?

М.И.: Начнём с того, что Салман Рушди этого не говорил. (Смеются.) У меня действительно в какой-то момент было ощущение, что нечто такое я встречал в "Сатанинских стихах". Но потом, уже в процессе работы над сценарием, я перечитал книгу и понял, что он совсем не это имел в виду. Там самолёт взрывался в воздухе, героев выбрасывало из салона, и у них в процессе падения отрывались души. А фразу о душах, которые отстают от самолётов во время перелётов, написал на самом деле Уильям Гибсон в прекрасном романе "Распознавание образов". Но мы решили нашу ошибку оставить героине Маши Иваковой, "повесить" этот ляп на неё. (Смеётся.)

Если не ошибаюсь, "Джетлаг" выйдет в двух форматах – фильм и сериал. Насколько они будут отличаться?

М.И.: Да, мы сразу писали два варианта сценария. Сериал – это не искусственно раздутая версия фильма. Просто в сериале есть ещё одна сюжетная линия – это "фильм в фильме" про Владимира и Веру Набоковых, который снимают Генрих и Мелиора. В телеверсии Владимир и Вера становятся полноценными героями всей истории, это ещё одна пара, которая тоже переживает проблемы в отношениях. Мы также воспользовались шансом и поэкспериментировали с саундтреком. Если в фильме звучит нежная инди-группа "Монти Механик", то в сериале много электронной музыки исполнительницы Kedr Livanskiy, создающей совершенно другое настроение.

Есть ли уже в планах новые проекты, о которых вы готовы рассказать?

М.И.: У нас в планах немецко-российский и американский сериалы, сценарии к которым мы сейчас пишем. Но параллельно с этим мечтаем о российском полном метре, который, думаю, удивит людей, привыкших к тому, что мы делаем разговорное кино про интеллигентов. Потому что это будет история почти без диалогов, но с драками и погонями. Мы решили попробовать снять кино про людей, которые не вербализируются. (Смеётся.) Очень интересно завязать одну руку за спиной и рассказать историю в другом, чисто визуальном жанре.


Фильмография Идовых

  • В качестве сценаристов выступали в сериалах "Лондонград", "Оптимисты", "Германия-89" и в фильме Кирилла Серебренникова "Лето".
  • В 2018 году в кинотеатрах вышел режиссёрский дебют Михаила Идова, картина "Юморист". Сценарий к ней он писал в соавторстве с женой.