В марте на пресс-конференции президента Литвы сурдопереводчики использовали защитные маски. Всё вроде бы правильно, но это вызвало резонанс в мире людей, имеющих проблемы со слухом. Дело в том, что так им практически ничего не понятно.

"Жестовый язык – это же не только руки, но и лицо!", "Слышащие могли продолжать говорить в масках, но переводчик-то должен быть без!" – посыпались комментарии.  Дальше – больше. "У нашего даже субтитров не было, не то что переводчика", "Сегодня президент РФ выступал – кто из глухих сразу узнал про выплаты или про неделю выходных с сохранением зарплаты?" – начали писать в русскоязычных сообществах глухих.

Сурдопереводчик на пресс-конференции президента Литвы использовала защитную маску.

Сурдопереводчик на пресс-конференции президента Литвы использовала защитную маску.

https://vk.com/im?sel=288261816&z=video-18335384_456241443%2F81be68e655e02681f2%2Fpl_post_-177897916, "Metro"

Фото:

Информация не для всех

Первое, с чем столкнулись люди, имеющие проблемы со слухом, это невозможность получить актуальную информацию в доступной для них форме.

– Так, во время обращения главы нашего государства мы видим простую картинку президента. Прекрасно понимаем, что бегущая строка может быть только в записи, но где тогда сурдопереводчик? – рассказывает Юлия Хорошайлова, ведущий специалист Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского общества глухих. – Мы также лишены возможности узнавать местные новости. Бегущая строка работает только при трансляции местных новостей для Москвы и Московской области. Значит, глухие только в Москве? Как неслышащему человеку узнать о введении определённого режима, принятого, например, губернатором ночью? При этом следует учесть, что не у всех инвалидов по слуху старше 65 лет есть современные смартфоны с функцией видеочата, чтобы можно было разъяснить на доступном для них языке, что следует выполнять в данный момент.

Маски для переводчиков

Еще одна "пикантная" проблема, возникшая во время пандемии, – это наличие маски на лицах.

– Мы все их носим, но каково глухому, который читает с губ? Как ему понять, что хочет от него человек в маске? Как выйти из этого положения? – говорит Юлия Хорошайлова.

Люди с ограничениями слуха часто считывают речь по губам. Кроме того, есть слова, которые на жестовом языке показываются одним и тем же жестом и различаются только артикуляцией или мимикой.

Медицинские маски практически лишили неслышащих возможности понимать окружающих. Они стали барьером не только от вирусов, но и языковым барьером. Промышленность ничего для таких случаев не выпускает.

В Бурятии представительница общественной организации многодетных семей "ДАРИ" Любовь Кондратьева сшила и передала 12 специальных масок в дар местному обществу глухих.

– В начале пандемии я стала шить обычные двухслойные маски. Потом мне пришла идея вставить прозрачный экран. Сходила в магазин, приобрела плёнку ПВХ. Сделала несколько пробных вариантов – чтобы окошечко показывало рот, но не задевало нос, чтобы было удобно дышать. Плёнку можно протирать санитайзером. Можно стирать, даже гладить, если не задевать экран, – рассказывает Любовь Кондратьева.

Общественница шила из расчёта по две штуки для сурдопереводчиков. Сейчас у неё в планах усовершенствовать дизайн, привлечь людей и отшить маски не только для своего региона, но и для соседних.

Любовь Кондратьева сшила и передала 12 специальных масок в дар местному обществу глухих.

Любовь Кондратьева сшила и передала 12 специальных масок в дар местному обществу глухих.

предоставлено Любовь Кондратьева , "Metro"

Фото:

Обучение только с родителями

Не все знают, но детям с нарушениями слуха на удалёнке стало практически невозможно учиться. Казалось бы, бери да читай. Но всё не так просто.

– Сообщество глухих оказалось вообще не готовым к переходу на дистанционное обучение. Я имею в виду не только детей, но и педагогов, которые с ними работают: дефектологов, сурдопедагогов. История, когда в письменном виде детям отправляются задания, – это не для глухих. Они до определённого возраста очень плохо читают. Жестовый язык для них родной, а русский – иностранный. Не умеют читать так, как мы. Это как если обычному первокласснику, который только недавно стал изучать свой язык, вдруг прислать задание на английском, – рассказывает Ольга Шульгина, руководитель проекта "Звуки-Знаки" инклюзивной подростковой киношколы.

"Звуки-знаки" – это проект социальной киностудии "Жираф" из Санкт-Петербурга, осуществляемый с использованием гранта президента Российской Федерации и специализирующийся на работе с детьми с ограничениями слуха. Раньше группа занималась, как и все школьники, в классах с преподавателями. Когда был объявлен карантин, встал вопрос: как работать дальше? Так появился бесплатный видеокурс, благодаря которому ребята с 7 до 13 лет с потерей слуха учатся снимать. Они узнают, что такое кадр, план, композиция, пробуют свои силы в ракурсной съёмке и съёмке панорамы.
Успех занятий вдохновил команду киношколы сделать такие уроки доступными по всей стране. Но так хорошо обстоят дела далеко не у всех.

– Образование людей с нарушением слуха было сопряжено с  проблемами и до пандемии, – говорит  Ольга Шульгина. – А теперь без помощи родителей глухим детям справиться нереально. В нашей школе – понятно: если детей отдают на дополнительные занятия, значит, хотят, чтобы они развивались, значит, будут помогать. Но ведь так не у всех. Разные родители по-разному относятся к обучению.

"Звуки-знаки" – это проект социальной киностудии "Жираф".

"Звуки-знаки" – это проект социальной киностудии "Жираф".

предоставлено Ольга Шульгина, "Metro"

Фото:

Глухих никто не слышит

Сложности в мире глухих людей вызывают и многие другие моменты.  Например, получение медицинской помощи.

– На дворе XXI век, а врача глухой должен вызвать по телефону. Неужели трудно придумать специальную функцию для заболевших глухих? Звучит абсурдно, но это факт. По-другому никак, поликлиника работает только с теми, кто слышит. В Европе таких людей услышали – и там другая система обслуживания для них, – недоумевает Юлия Хорошайлова.

Между тем люди с нарушениями слуха также могут заразиться коронавирусом. Но, даже попав в больницу, снова сталкиваются с проблемой масок, которые носит персонал. Понять доктора бывает труднее, чем обычно. А переводчика жестового языка в инфекционное отделение, скорее всего, не пустят.

"Невозможно оформить доставку пенсии на дом", "Невозможно своим голосом сообщить необходимые данные оператору банка", "Невозможно подтвердить заказ в интернет-магазине", – жалуются в социальных сетях. Пандемия открыла для глухих целый мир новых "невозможностей".