Осенью 2008 года в Перми начались изменения, которые некоторые журналисты назвали «Пермской культурной революцией имени Марата Гельмана». Тогда в уральском городе открылась глобальная выставка современного искусства «Русское бедное». Ее большую часть составили работы из личного собрания известного галериста. Эта выставка положила начало масштабному проекту «Пермь – культурная столица», центром которого стало открытие Музея современного искусства PERMM. Марат Гельман, который был директором проекта, говорил, что собирается превратить город в культурную столицу России, и разработал новую концепцию развития региона.

Пермская общественность встретила появление музея неоднозначно: многие выставки сопровождались скандалами и протестами. Тем не менее, с этого момента культурная жизнь в городе сильно изменилась: в 2010 году в Перми прошел первый фестиваль кино и театра «Текстура», в 2011 – фестиваль современного искусства «Белые ночи и т. д.

В июне этого года трудовой договор с Маратом Гельманом расторгли. Завершился ли с его уходом культурный проект в Перми - вопрос для многих еще нерешенный.

Мы решили поговорить с галеристом и выяснить, как ему удалось превратить уральский город в культурный центр и возможен ли такой прорыв в других городах России.

Что нужно сделать, чтобы превратить город в культурный центр?

Чтобы город стал культурным центром, нужно три составляющих: желание, умение и понимание. Желание в данном случае было в первую очередь со стороны Чиркунова (Олег Чиркунов – действующий на тот момент губернатор Пермского края прим. ред.), а за умение и понимание, пожалуй, отвечал я. И, конечно, еще многие люди.

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы город стал культурной столицей, - это организовать в нем насыщенную культурную жизнь. Второй шаг – комфортное пространство, в котором можно проводить свободное время. Третий – создание творческой атмосферы для креативного бизнеса. К сожалению, во всех городах, кроме Москвы, затея рушилась уже на первом шаге. Роль пермского проекта заключается в том, что там действительно удалось создать насыщенную культурную жизнь и при этом не провинциальную. Теперь стало понятно, что такое возможно.

Чем отличаются понимание культуры в столице и в других городах?

Если говорить честно, то в последние два года понимание культуры в Москве вообще находилось под воздействием того, что происходило в Перми. В этом смысле проект стал передовым по отношению не только к провинциальным, но и к московским. А ведь культура в современном обществе – это не нищий, который просит милостыню, а один из двигателей, которые развивают город, так что городская жизнь – это и есть культура.

Как изменилась жизнь в Перми после начала проекта?

Раньше каждый год из Перми уезжало около 80 тысяч человек. Опросы показали, что два человека из трех ехали за более интересной жизнью. Было очевидно, что нужно организовать эту самую интересную жизнь, чтобы удержать людей. Это и показало, что культура – важнейший фактор развития города.
Вообще Пермь – это лагерная территория. Здесь оставались многие ссыльные космополиты. Также во время Второй мировой туда эвакуировали Мариинку. Но при этом и у любого другого города есть предпосылки, чтобы стать культурной столицей.

Какие города могут следующими совершить культурный прорыв?

Я думаю, что скоро это произойдет с Новосибирском, Ижевском, Калугой, Воронежем, Краснодаром… В этих городах сейчас идут бурные процессы. Я считаю, что в ближайшее время мы получим по крайней мере три новых культурных столицы.