Как уже писало Metro, международная команда исследователей после 20 лет интенсивных поисков в архивах и трёх лет в море наконец нашла останки потерпевшей 300 лет назад кораблекрушение яхты «Транспорт Роял». Судно погибло из-за сильного шторма в водах группы островов Тистларна, когда шло из Архангельска в Петербург.

– Яхта затонула 27 сентября 1715 года по старому стилю, а первые её фрагменты мы нашли 27 сентября 2015 года. Мы очень рады этому открытию, – говорит руководитель команды iXplorer Ocean Research Алексей Михайлов.

Искать затонувшее судно помогала шведская фирма Diving Unlimited. С научной точки зрения экспедицию курирует НИИ культурного и природного наследия им. Дмитрия Лихачёва.

Замдиректора института Пётр Боярский рассказал Metro, что подлинность находки подтверждается множеством фактов.

–    После обнаружения деревянных фрагментов яхты, нужно было точно определить, то самое ли это судно. После того, как король Англии Вильгельм III Оранский подарил её Петру I, судно подверглось переделками. На дне нашли кирпич российского производства петровской эпохи,  а также гвозди двух видов – английские и русские. На остове видны следы более поздних работ. Найденные артефакты подтверждают то, что это именно «Транспорт Роял», – поясняет Боярский. – Алексей Михайлов очень тщательно подходит ко всем вопросам, экспедиции предшествовали годы архивных исследований.

Пётр Боярский отметил, что исследователям очень повезло. Часто деревянные фрагменты кораблей сгнивают в воде, а в случае с этой яхтой удалось даже установить породу дерева, которая совпадает с той, из которой был построен петровский корабль.

По словам учёного, исследование будет продолжено, и дайверы могут обнаружить  ещё много находок. Нужно обследовать грунт и прилегающие к остову территории. Наверняка, там остались другие части судна.

В дальнейшем предстоят переговоры со шведскими властями о подъёме деталей судна «Транспорт Роял» на поверхность. Эксперты не исключают возможность передачи судна в Россию.

Парусник в 1698 году подарил Петру I король Англии Вильгельм III Оранский. Длина парусной яхты составляла 28 метров, на борту имелись десятки пушек. Судно считалось самым быстроходным для того времени и послужило образцом для первых военных кораблей Русского флота. В 1702 под флагом Петра I во главе отряда судов яхта ходила до Соловецких островов. Jна ему очень понравилась. Император отдал приказ отправить судно из Архангельска в Санкт-Петербург.

Судно затонуло из-за сильного шторма к югу от Гетеборга в водах группы островов Тистларна, когда шло из Архангельска в Петербург. В живых остались 25 человек — 9 англичан и датчан, 16 русских моряков.