Родительские чаты в мессенджерах всё чаще становятся причиной конфликтов в офлайне. В последнее время – даже вооружённых – драк и перестрелок. Дошло до того, что профсоюз работников образования "Учитель"  выступил с предложением отказаться от чатов, которые никем, кроме самих родителей, не модерируются.

Вместе с психологом Натальей Поляковой мы составили тест, который поможет определить вашу типичную роль в родительском чате. Варианты ответов утрированы, поэтому постарайтесь подойти к выбору с иронией. Итак, как вы действуете в ситуации, когда...

Вопрос 1.
Нужно купить подарки для детей на Новый год...
A) Пишу: "Так как лучший подарок – это книга, я пробежалась по сайтам книжных магазинов и в "Ученике" нашла акцию на "Сборник образцовых сочинений по русскому и литературе" оптом. Выйдет 332 рубля 11 копеек с человека".
B) Говорю мужу: "Каждый год одно и то же", обречённо вздыхаю и перевожу деньги.
С) Пишу: "Каждый год одно и то же! А почему так дорого и почему вы решили за нас, какой подарок лучший, и если книга, то почему такая неинтересная?"
D) Пишу: "Ой, а в одной школе – куму моему его сосед рассказывал – всем детям "айфоны" подарили!"
E)  Скидываю мем:

Мемчик.

Мемчик.

 

 

Вопрос 2.
Нужно заказать костюмы для музыкального выступления класса на празднике...
A) Пишу: "У моей знакомой на швейном производстве излишки оранжевого бархата остались – нужно просто чтобы кто-нибудь со мной поехал на своей машине и забрал, снять мерки с детей, найти ателье и заказать мальчикам тройки, а девочкам платья, предлагаю ещё с цветочком на спине. А мальчикам можно шляпы".
B) Жду, когда напишут, сколько переводить.
C) Пишу: "А почему бархат оранжевый, а не красный? Мой сын оранжевый цвет терпеть не может. И кто мне будет оплачивать бензин, если я поеду, или я за свой счёт должна?"
D) Пишу [А]: "Ну эта [С] вечно всем недовольна, сама бы хоть что предложила! Я тебя так понимаю! У моей тёти точно такая же ситуация была, когда она в столовой работала". Случайно отправляю в общий чат.
E) Шучу на тему того, что женский коллектив похож на змеиное гнездо. Доволен собой!

Вопрос 3.
Эмоционально обсуждается конфликт: девочка из класса пришла домой из школы со следом укуса на ноге. Говорит, это был её сосед по парте...

A) Предлагаю родителям этих детей встретиться лично и всё спокойно обсудить. А контролировать их общение буду я!
B) Отключаю звук в чате и не смотрю в телефон, пока страсти не утихнут сами собой. Всё равно мой сын наверняка никого не кусал!
C) Требую, чтобы мальчика заставили извиниться перед всем классом: хоть моего ребёнка эта ситуация и не касается, но ведь когда-нибудь теоретически может и коснуться!
D) Отправляю очаровательную примирительную картинку:

Примирительная картинка.

Примирительная картинка.

 

 

Но жду, что же будет дальше. Неотрывно слежу за чатом, а ребёнку пока разрешила поиграть в компьютер ещё часок – проверка домашнего задания подождёт.
E) Пишу: "А чего вы, собственно, так расстроились? Не за попу же укусил!" Доволен собой, смеюсь!

Вопрос 4.
Обсуждается вопрос, что подарить педагогам на День учителя...
A) Пишу: "Предлагаю, как и всегда, купить подарочные карты на 1000 рублей всем педагогам, а классному руководителю подарить 3000 рублей в конверте".
B) Пишу: "А может, придумаем что-нибудь подушевнее?" И стираю.
C) Пишу: "Дарить такие подарки – это унижение чести и достоинства учителей! Да и вообще пусть каждый дарит, что хочет, и тому, кому хочет".
D) Пишу: "А некоторых учителей совсем избаловали – на каждый праздник подарка ждут. Я от одной мамы из 5 "Б" слышала, классный руководитель даже списки пожеланий составляет".
E) Отправляю анекдот: "1 сентября Вовочка подарил математичке букет роз, а трудовику – "Букет Молдавии".

Вопрос 5.
Обсуждается вопрос качества школьного питания...

A) Пишу: "Так как качество питания – неудовлетворительное, предлагаю создать комиссию и несколько раз без предупреждения снять пробы, написать коллективное заявление на имя директора, а если это не поможет, обратиться в Департамент образования".
B) Спрашиваю у сына: "Как тебе школьное питание?" Тот отвечает: "Нормально". Не вмешиваюсь, молчу.
C) Пишу: "Питание действительно отвратительное! Возмутительно, что этот вопрос подняли только сейчас. Хотя всё равно ничего не изменится, всё куплено и продано".
D) Пишу: "А я своему даю завтраки с собой. Такой, кстати, хороший рецепт сэндвича подсмотрела! Между двумя кусками зернового хлеба кусок ветчины из индейки, лист китайского салата, четыре кружка помидора и немнооожко соуса цезарь".
E) Отправляю ссылку на видео:


Результаты теста: подсчитайте, ответов с какой буквой у вас получилось больше всего. Это и есть ваш тип родителя.

а) Активист
Вносит предложения, организует работу чата и класса, больше всех переживает за подарки, ремонт в классе и так далее. Чаще всего – член родительского комитета. Бывает чересчур дотошен, как управдом в "Бриллиантовой руке", но стоит дать ему знать, что его усилия ценятся – и будет всем счастье.

В) Молчун
Таких родителей в классе обычно большинство. Молчуну не очень хочется во всё это вникать, он устал, занят своими делами, ему всегда проще сказать "Молчу-молчу-молчу", как папе Настеньки из киносказки "Морозко". Инициативы не проявляет, типичные реплики: "да", "нет", "не знаю".

С) Протестующий
Баба-яга всегда против! Протестующий – тоже. Его задача – не согласиться: Почему 300 рублей, почему не 200? Почему шарики красные, а не синие? Оставить без справедливого решения эти важные вопросы ни в коем случае нельзя, иначе баланс сил в мире будет нарушен.

D) Кумушка
Как и для подружки режиссёра Якина из фильма "Иван Васильевич меняет професию",  для кумушки важнее всего – общение. Завтра утренник? Девочки, а у вас носочки по колено или по щиколотку? А бантики – розовые? А где купили? А домашнее задание сегодня не сложное, как вам кажется?

Е) Юморист
Приходит вечером домой – и давай всем картинки и ролики смешные слать. Получается, как у Балбеса из "Операции Ы" – не всегда в трезвом состоянии, не всегда впопад и не всегда прилично, зато Юмористу всегда весело.


Наталья Полякова, психолог.

Почему в родительских чатах так часто возникают конфликтные ситуации?
У чата есть две важные функции – донесение до родителей важной информации и совместное оперативное решение текущих вопросов.
И нормальному родителю хочется узнать эту информацию, поучаствовать в принятии этих решений без каких-либо ненужных страстей. Но очень часто люди путают задачи чата и осознанно или нет, но пытаются реализовывать в этом чате какие-то свои потребности: проявить себя, показать, какие они активные, доказать всем, что с ними надо считаться. Кто-то объясняет всё это заботой о своём ребёнке, хотя на самом деле мог бы посвятить это время ему.

Почему, конфликтуя в чатах, некоторые люди контролируют себя меньше, чем при личном общении?
Умом мы понимаем, что этих людей мы знаем и нам с ними ещё встречаться в жизни, но, входя в свою эмоциональную часть, теряем контроль: из-за того, что мы не видим собеседника, не слышим его голос, не представляем его перед собой, создаётся ощущение анонимности. Плюс высказывание в чате – это чаще всего просто текст, и мы не видим интонаций, эмоций, с которыми оно делается. И часто люди трактуют их по-своему, шутливое собщение могут воспринять как злобное. Возникает коммуникативная ошибка.

Как вести себя в чате: советы эксперта
- Тем, кто администрирует чат, стоит сразу, при его создании чётко прописать его задачи: "Уважаемые родители! В этом чате мы сообщаем оперативную информацию либо обсуждаем то, что касается всего класса, очень коротко и по делу. Если вы хотите поговорить отдельно – заводите новый чат". А если всё же начинается болтовня – останавливать её.
- Напоминайте себе: "Это всего лишь родительский чат, это не поле для боя и не место для моих побед. Трата энергии на споры здесь о голубых или синих рубашках ни к чему не приведёт".
- Нельзя обсуждать конфликтные ситуации, произошедшие в классе, в общем чате. Это абсолютно неконструктивно, приводит к раздуванию и искажению ситуации, когда при личной встрече вы просто улыбнулись бы и сказали: "Ерунда какая!"