Россия превращается в «страну скидок». Об этом Metro рассказал Михаил Бурмистров, генеральный директор консалтинговой компании INFOline-Аналитика. По его словам, уже около 60% потребителей так или иначе активно охотятся за скидками на товары в магазинах, что можно считать историческим рекордом. Это выражается, в первую очередь, в том, что люди покупают еду, реже – вещи, про запас, если видят выгодное предложение на полке.

– Ритейлеры отвечают им взаимностью – они агрессивно конкурируют прежде всего за счёт цены, – рассказывает Бурмистров. – И увеличивают количество промоакций.

Представители двух российских торговых сетей подтвердили, что количество скидок и акций действительно выросло с начала кризиса – на 20–30%, а также заметно увеличилось представительство собственных торговых марок. Они дешевле.

Потребительская уверенность в России этой весной обвалилась до минимумов с начала 2000-х годов, если не считать кратковременного падения в прошлый кризис, свидетельствуют данные Росстата. На позитивные изменения в экономике надеется только каждый шестой. А реальные доходы падают 16 месяцев подряд в пику 2008–09 годам. Нынешнее время россияне считают неблагоприятным как для крупных покупок, так и для сбережения.

– Тогда годовые темпы роста доходов даже увеличивались, – вспоминает Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. – Экономические потери текущего кризиса оплачивают не только бюджет и бизнес, но и само население.

Ритейлеры жалуются на недостаток спроса с уровнем предпринимательской уверенности как в 90-х, а в сфере услуг более-менее неплохо чувствуют себя страховщики, ломбарды и санатории. Оценки, получаемые от торговли, отмечает Остапкович, вполне соответствуют депрессивному состоянию экономики.

– Учитывая текущие и прогнозные оценки предпринимателей, перспективы принципиального улучшения состояния делового климата во втором квартале 2016 года весьма сомнительны в связи с отсутствием весомых точек роста. С большей долей вероятности можно предположить, что по итогам первого полугодия нынешние экономические тенденции останутся доминирующими отраслевыми характеристиками, – предполагает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.

Впрочем, как считает Бурмистров, дно мы уже прошли в конце 2015 года, когда все негативные факторы слились воедино.

– С тех пор рубль немного окреп, цены перестали расти столь же стремительно. Другое дело, что восстановление будет длительным. На быстрое улучшение надеяться бессмысленно, – заключает эксперт.