Новости

Красавица-авиамеханик из Новосибирска делает карьеру в "мужской профессии": фото

Репортёр Metro пообщался с Татьяной Кожевиной
Красавица-авиамеханик из Новосибирска делает карьеру в "мужской профессии": фото
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. Фото предоставлено Татьяной Кожевиной.1/11

Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина мечтает стать инженером. 22-летняя девушка, которую на работе ласково зовут Гаечкой, строит амбициозные планы, желая добиться успехов в мужской профессии. Она уже сейчас очень популярна - так, на её страничку в Instagram подписано более 5 тысяч человек. Это и не удивительно, ведь в России "авиамеханики в юбке" встречаются очень редко.

Родилась Татьяна в селе Читкан республики Бурятия, но вскоре (в возрасте 3-х лет) переехала с родителями в Красноярский край, где и провела большую часть жизни. Ещё девочкой она хотела стать артисткой театра, так как ей всегда нравилось выступать на сцене. Потом она загорелась идеей стать "опером" полиции и даже целенаправленно к этому двигалась, но в 11 классе проверка родственников на судимость вынудила её отказаться от исполнения этой мечты. В итоге девушка стала студенткой Сибирского государственного университета науки и технологий имени Решетнева (СибГУ), поступив на факультет гражданской авиации и таможенного дела. И ничуть об этом не жалеет.

Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.
предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

– Поступила на факультет случайно, как бывает у большинства выпускников школ, – вспоминает Татьяна. – Чуть ли не в первом попавшемся ВУЗе стала изучать список факультетов, и название одного из них показалось интересным! Обычно на факультет гражданской авиации берут парней. Но в наш университет набирали девушек, предполагая, что в будущем они пригодятся в работе с документацией. Так и получалось, девушки в итоге не шли работать на технику. Часто они выбирали это факультет по глупости, ведь им потом совсем не хотелось пачкать руки и мёрзнуть при работе с техникой. Но у меня был свой путь. Из двух специальностей факультета я выбрала "Техническую эксплуатацию летательных аппаратов и двигателей". Почему? Всё просто – там подразумевалось знание раздела механики из курса физики, а мне эта тема в школе давалась неплохо. Окончательно же я поняла, что меня тянет именно на технику, во время преддипломной практики в одной сургутской авиакомпании.

Татьяна поехала на практику в начале 5-го курса. Девушку сразу же отправили в техотдел работать с документами, но ей там очень быстро наскучило – слишком монотонная работа.

– Каблучки, юбочка, всё было как положено, – смеётся Татьяна. – Но с бумагами я проработала всего несколько дней. Всё получалось, меня хвалили, говорили, что хотят пригласить в будущем на работу. Но как-то вечером я встретила одного мужчину. Он сказал: "Вот вы, девушки-двигателисты, всё сидите в техотделе, что, слабо пойти гайки крутить?" Я, конечно, вступилась за себя: "Нет, не слабо! Я обучалась сварке и клёпке во время предыдущих практик!"

Инициативной девушке дали тёплую куртку, тензометр (прибор для измерения натяжения тросов) и контровку (техническое средство, предотвращающее развинчивание гаек), после чего отправили работать с техникой.

– Я быстро поняла, что мне это в радость, что время на такой работе летит очень быстро. Я обожаю работать руками, а не за компьютером сидеть. И тогда я попросила оставить меня на этом участке работ, даже обратилась с этой просьбой к заместителю генерального директора. Но мне сказали: "Нет, будешь работать в техотделе!" Я возразила, сказала, что приехала на преддипломную практику и потребовала, чтобы мне выделили работу, которая соответствовала бы моей специальности. Тогда этот мужчина спросил: "Ну хорошо, у стабилизатора обшивку поменяешь?" И я, под руководством начальника участка, поменяла обшивку стабилизатора вертолёта Ми-26, он до сих пор с ней летает! Мне даже тогда заплатили.

Татьяне так понравилась эта работа, что она согласилась на двойной труд – четыре часа отдавала документации, потом брала перерыв на обед, а после ещё четыре часа работала на вертолёте. Когда практика закончилась, к Татьяне подошёл начальник вертолётной смены и сказал, что хотел бы видеть её когда-нибудь в кругу техников. Через полгода после этого разговора девушка завершила обучение в университете, получив красный диплом.

Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.
предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.

– В университете в меня закладывали знания авиационной техники, я училась понимать её строение. Одной из любимых дисциплин была "Теория авиационных двигателей". Пожалуй, двигатель – сердце самолёта, это то, что вызывает восхищение, но в то же время требует понимания сложных процессов, которые позволяют поднять "машину" весом в несколько тонн в небо. Мне нравилось всё! Вероятно, мальчишкам обучение в университете давалось легче, чего не скажешь о нас, девчонках. Нас было в группе всего пятеро, а мальчишек – в пять раз больше. Но я старалась и по большинству дисциплин получила высший балл. Практика помогла мне открыть для себя авиационную технику – к примеру, я научилась снимать топливный фильтр на Ан-24, мне довелось бывать на аэродроме при -40 градусах. Девчонки в такую погоду сидели в учебном центре, поскольку все преподаватели понимали, что ни одна не пойдёт работать по своей специальности, но я всегда шла с одногруппниками на тяжёлые работы. Желание делать всё это, наверное, из детства – я всегда любила помогать папе в гараже или на стройке. Да и просто хотелось познать что-то новое. И главное, у меня всё ладилось! Не зря мой руководитель по практике, чувствуя потенциал, относился ко мне строже, чем к другим девчонками. Он говорил мне: "Я воспитаю из тебя инженера, ты пойдёшь работать на технику". Так и получилось!

РАБОТА АВИАМЕХАНИКОМ

С марта 2018 года Татьяна Кожевина поступила на работу в одну из крупнейших авиакомпаний мира, в цех периодического технического обслуживания, на должность авиамеханика. И переехала в Новосибирск.

– Я – специалист по кабинному и салонному оборудованию, – поясняет Татьяна. – Вот как проходит мой типичный рабочий день. Утром я занимаюсь гардеробом – вместо платья надеваю комбинезон, туфли сменяют железные боты, на голову надеваю защитную кепку, а вместо дамской сумочки беру ящик с инструментами. Когда инженер даёт задание, поднимаюсь на борт самолёта. Одна из моих задач на сегодня – смена воздушных фильтров внутри салона самолёта. Для этого нужно иметь под рукой документацию, уметь пользоваться отвёрткой, иметь крепкие руки. Приходится и голову напрягать – все документы на английском языке, поскольку авиакомпания эксплуатирует зарубежные воздушные суда.

Свой первый рабочий день Татьяна запомнила надолго. Инженер привёл её к опытному специалисту, чтобы она обучалась у него в качестве стажёра.

– Позже я узнала, что ему не нравится, когда в обслуживании самолётов участвуют девушки, поскольку у авиакомпании уже был опыт работы с девушками, и этот опыт считался неудачным. Его первое замечание касалось длины ногтей. Он сказал: "Режь их под корень, так дело не пойдёт!" На следующий день я пришла к нему и показала ногти, которые я привела к надлежащему виду. В итоге мы сработались!

Первое время парни воспринимали невысокую стройную брюнетку с пытливым взглядом как диковинку, но быстро к ней привыкли. Встречались и недоброжелатели, люди, которые не верили в её перспективы, сейчас их осталось немного. И Татьяна гордится этим.

– Обычно, когда на такую работу берут девушку, возникает стереотип, что это некая мужеподобная мадам с кулаком как у Вина Дизеля. Но когда видят меня, удивляются. Правда, тут же возникает другая мысль: "Наверное, она просто подаёт инструменты!" Однако когда парни вплотную начинают со мной работать, все стереотипы рушатся. "Да она лучше некоторых парней!" – со временем начинают говорить даже такое. Когда слышу подобные слова, говорю себе: "Я – молодец! Я справляюсь! Я – на своём пути!"

Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.
предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.

Часто с Татьяной на работе случаются различные курьёзные истории. Особенно когда она выполняет какую-нибудь тяжёлую работу, и за этим занятием её застаёт сотрудник, который впервые её видит.

– Летом я работала на перроне, это редкость, обычно я всё делаю в ангаре, – вспоминает Татьяна. – Выполняла работу на "Боинге", и тут ко мне подходит оперативщик. Видит меня, присматривается, подходит ближе. Тянет руку. Потом уже узнала, какое у него было первое впечатление: "Смотрю, маленький парнишка с длинным хвостом шрауды (крепление, - Прим. ред) снимает. Ну, думаю, надо поздороваться с этим чудиком". Я обернулась, пожала ему ладонь и сказала: "Здравствуйте!" А он с ошарашенным видом ответил: "О, девочка...Привет!" Помолчав несколько секунд, добавил: "Впервые вижу, как девчонка шрауды снимает, во дела..." Иногда я сама задаюсь вопросом: "А не пытаюсь ли я что-то кому-то доказать?" Но ответ приходит сам, когда я вспоминаю, почему пришла на эту должность – из-за огромного желания работать с самолётами, участвовать в улучшении их работоспособности. То, что авиация – это "мое", говорит хотя бы тот факт, что я посвящаю своей работе стихи. Вдохновение приходит само собой, из самой глубины сердца, зачастую в процессе работы. Мои стихи наивны и чуточку нелепы, но в них чувствуется любовь к своему делу.

Татьяна считает, что в современном мире словосочетание "работа для мужчин" звучит странно, поскольку многие девушки "давно стали самостоятельными". Она сама крайне редко просит, чтобы ей помогали на работе, даже если приходится делать что-то сложное. Поблажек себе Татьяна не делает.

– Сколько девушек сейчас занимаются тяжёлым спортом, работают на станках и вообще могут постоять за себя? Много! И наоборот, сколько мужчин не могут поднять что-нибудь тяжелее 5 килограммов? Трудятся в бухгалтерии и ни разу не держали в руках шуруповёрт? Поэтому я считаю, что нет работы для мужчин или женщин, есть работа для души, та, что по силам нам всем! И да, у меня есть такое правило, я почти никогда не прошу кого-нибудь о помощи. Я очень самостоятельна. В основном прошу помочь, когда высверливаю винт, если по какой-то причине шляпка "не сносится". Порой мужчины сами подходят, предлагают помощь. Например, когда я несу тяжёлую коробку с компонентами из сервис-центра на борт. Не считаю это проблемой, ведь зачастую подобная помощь требуется и мужчинам.

Подруги раньше любили подшучивать над Татьяной. Они считали, что со временем на "такой тяжёлой работе" от образа Дюймовочки с неплохими манерами ничего не останется.

– Но спустя год я по-прежнему не матерюсь, не хожу на работе в курилку, а после работы предпочитаю быть "девочкой-девочкой". Как мне это удаётся? Просто я остаюсь собой. Мне не лень сделать макияж, выбрать красивое платье. Я обожаю обувь на каблуке, у меня много подруг. Я обычная девушка, просто со специфическим желанием – быть частью процесса технической эксплуатации летательных аппаратов. Человек должен заниматься тем, что ему нравится, даже если приходится надевать робу, ходить с испачканными руками, ногтями, которые скучают по маникюру, и находиться в мужском коллективе, где люди постоянно матерятся.

МЕЧТА – СТАТЬ ИНЖЕНЕРОМ

Сейчас Татьяна мечтает о карьерном росте – ей хочется стать инженером. Эта должность подразумевает, что она станет руководителем небольшого количества механиков. Цель эта амбициозная, но Татьяна верит, что вполне может добиться высот в этом ремесле.

– Инженер – человек, который отвечает за качество выполнения работ на борту. Он организует график работы механиков, распределяет между ними обязанности. Чтобы стать инженером, помимо высшего образования, нужен минимальный стаж работы в роли механика. Обычно это три года, плюс необходимо заслужить уважение коллектива, которым предстоит руководить... Но хочу сказать, что инженер в материальной части – это не конечная точка моих мечтаний, я хотела бы со временем занять должность даже выше.

К слову, Татьяна настолько погружена в авиационный мир, так хорошо в нём разбирается, что ещё будучи студенткой написала учебное пособие по безопасности полётов для студентов своей специальности.

– Помимо работы на материальной части меня увлекает авиационное законодательство и инспекция в области безопасности полётов, – поясняет она. – Вот и решила создать пособие.

Татьяна считает, что самолёт – это нечто прекрасное, то, что постоянно будоражит воображение. Она уверяет, что ни один человек, не авиационной специальности, даже не догадывается, из какого числа деталей сделан самолёт:

– Кроме того, для обслуживания самолёта нужно огромное количество компонентов. А чтобы выпустить один борт в полёт, нужно отработать большой команде профессионалов. Кто-то отвечает за техническую часть, кто-то за полёт. Да даже чтобы поставить какой-нибудь компонент нужно чтобы как минимум отработала группа логистов. Когда во всё это вникаешь, становится понятно, почему цены на билеты такие высокие. Зато у корпоративных сотрудников есть скидочки! Я плачу лишь 15 процентов от стоимости билетов. Правда, это действует при одном условии – если есть свободные места на борту. Но пока мне всегда везло.

Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.
предоставлено Татьяной Кожевиной.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина.

В свободное от работы время Татьяна увлекается чтением книг, пишет стихи и шьёт. Кроме того, она бегает полумарафонские дистанции и часто посещает тренажёрный зал. Но даже свободное время она в основном посвящает мыслям о работе, ведь у неё полно идей. А девушкам, которые по каким-то причинам не решаются выбрать себе профессию из-за стереотипов, она любит цитировать Конфуция: "Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни"

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА НИНЫ ПОЗНЯК

В нашей стране гендерные стереотипы относительно профессий все ещё сильны. Женщины – это учителя, механики – мужчины. И вполне понятно, что выбирая себе такую "необычную" профессию, высока вероятность столкнуться с осуждением и обесцениванием со стороны коллег.

Оставаться в профессии или выбрать более простой путь – личное дело каждого. Важно осознавать окружающую реальность и то, что изменить среду сложно, хотя, как показывает пример Татьяны, это вполне возможно. Если желание развиваться в выбранной профессии велико и человек готов ради этого противостоять трудностям, вперёд к мечте!