Новости

Король, революционер, цареубийца: кем были фавориты Екатерины Великой

Урок истории от Евгения Пчелова
Король, революционер, цареубийца: кем были фавориты Екатерины Великой
Король, революционер, цареубийца: кем были фавориты Екатерины Великой
Екатерина Великая. Фото предоставил Исторический музей/неизвестный художник., "Metro"
Екатерина Великая. Фото предоставил Исторический музей/неизвестный художник., "Metro"
Екатерина Великая. Фото предоставил Исторический музей/неизвестный художник., "Metro"
Григорий Потёмкин. Фото предоставил Исторический музей/неизвестный художник, "Metro"
Александр Ланской. Фото предоставил Исторический музей/художник Левицкий, гравёр Walker, "Metro"
Платон Зубов. Фото предоставил Исторический музей/автор Пожалостин, "Metro"
Екатерина Великая. Фото предоставил Исторический музей/неизвестный художник., "Metro"1/5

280 лет назад в селе Чижово Смоленской губернии родился Григорий Потёмкин, фаворит Екатерины Великой. Историк Евгений Пчелов рассказывает Metro о шестерых фаворитах императрицы из двенадцати.

ЭПОХА ФАВОРИТОВ

"Историки чрезмерно интересовались тем, чем Екатерина занималась по ночам, тогда как для истории более важно то, чему она посвящала свои дни", – писал в своё время известный историк Пётр Бартенев. Тем не менее, личная жизнь Екатерины всегда привлекала и привлекает внимание.

Период её царствования – время расцвета фаворитизма, явления, возникшего в России ещё в конце XVII века, при царевне Софье. Но если у Софьи был всего один фаворит (тогда, впрочем, так не именовавшийся), у императрицы Анны Иоанновны – тоже один, у Елизаветы Петровны за всё двадцатилетнее время её царствования – два, то у Екатерины – двенадцать.

Первые фавориты появились ещё тогда, когда Екатерина была великой княгиней, то есть до восшествия на престол. Молодая немецкая принцесса в 1745 году стала женой наследника русского престола, но семейная жизнь не задалась. Будущий Пётр III был человеком совершенно иного склада, нежели супруга. Трудно было найти менее подходящих друг другу людей. Екатерина не получила того, чего хотела – любви, и потому стала искать её на стороне.

Так в жизни молодой женщины появился первый возлюбленный.

СЕРГЕЙ САЛТЫКОВ

Им оказался потомок старого дворянского рода, камергер великого князя Петра Фёдоровича Сергей Салтыков. Общительный и весёлый молодой человек довольно быстро завоевал сердце Екатерины.

"Он был прекрасен как день, – писала она, – и, конечно, никто не мог с ним сравняться ни при большом дворе, ни тем более при нашем. У него не было недостатка ни в уме, ни в том складе познаний, манер и приёмов, какой дают большой свет и особенно двор".

Екатерина искренне полюбила его, впрочем, так же искренне позднее она любила всех своих фаворитов, нередко преувеличивая их хорошие качества.

Главной задачей великой княгини было рождение наследника. Две беременности закончились выкидышами, но в 1754 году Екатерина родила сына Павла, будущего Павла I. Злые языки приписывали отцовство Салтыкову, однако и по внешности, и по характеру Павел оказался копией Петра III. Салтыков был отправлен на дипломатическую службу в Европу, где и провёл при разных дворах почти всю оставшуюся жизнь.

После вступления на престол Екатерина так и не приблизила будущего фаворита ко двору, полагая его ветреным и легкомысленным человеком.

СТАНИСЛАВ ПОНЯТОВСКИЙ

В 1755 году новым возлюбленным Екатерины стал молодой польский аристократ Станислав-Август Понятовский, приехавший в Россию в качестве секретаря английского посланника Чарлза Вильямса. По шутливым словам Екатерины, она сначала его не приметила, "но добрые люди заставили пустыми подробностями догадаться, что глаза были отменной красоты, хотя так близорук, что далее носа не видит".

Отношения с Понятовским увенчались рождением дочери Анны, признанной Петром Фёдоровичем, но прожившей недолго. В 1758 году Понятовский был вынужден покинуть Россию вместе со своим патроном.

Но Екатерина по-царски отблагодарила его. В 1764 году при её деятельной поддержке Понятовский был избран королём Речи Посполитой, то есть тогдашней Польши. Впрочем, он стал последним монархом этого государства. Три раздела Польши в пользу Пруссии, Австрии и России поставили крест на её независимости.

Спустя тридцать лет Понятовскому пришлось отречься от престола, и последние годы жизни он провёл в Петербурге. Бывший король скончался уже в царствование Павла I в Мраморном дворце, который был тогда его резиденцией.

ГРИГОРИЙ ОРЛОВ

Следующему фавориту Екатерина была во многом обязана своим восшествием на трон.

Рослый офицер-артиллерист Григорий Орлов отличался неудержимой смелостью и удалью, как на поле боя, так и в делах любви. Трижды раненый в одном из сражений Семилетней войны, повеса и ловелас, он пользовался большой популярностью в военной среде и вместе с братьями как мог поддерживал в армии авторитет Екатерины. Весной 1762 года Екатерина родила от него сына – графа Алексея Григорьевича Бобринского, умело скрыв этот факт от мужа. А уже в июне 1762 года с помощью Орловых совершила переворот, который сама называла "революцией", став полноправной императрицей.

На Орловых посыпались милости, а сам Григорий Григорьевич стал графом Российской империи, а затем и князем империи Римской. Екатерина даже подумывала о браке с ним, но влиятельные придворные отговорили её от этого шага.

Фавор Орлова продолжался до 1772 года, и хотя Орлов занимал важные посты, он мало чем отличился, за исключением решительных действий в Москве, где в 1771 году вспыхнул Чумной бунт. Усмирив чуму, Орлов, увы, не смог удержать императрицу. Он был отправлен за границу, а скончался ещё при жизни государыни, последние годы тронувшись умом.

Есть версия, что ещё одним ребёнком Екатерины и Орлова была дочь Наталья Алексеева, в замужестве графиня Буксгевден.

ГРИГОРИЙ ПОТЁМКИН

Самым талантливым среди фаворитов Екатерины был, бесспорно, Григорий Потёмкин. Он принимал участие в перевороте 1762 года, затем отличился на полях сражений войны с турками. Свой глаз он потерял, кстати, не на войне, а в результате неправильного лечения болезни.

Могучий богатырь, отличавшийся неукротимым характером, стал верным соратником своей покровительницы. Их связывали самые нежные чувства, о чём свидетельствует частично сохранившаяся переписка. Существует версия, что они даже тайно обвенчались.

Но роман был слишком бурным даже для любвеобильной государыни – отношениям двух сильных духом людей пришёл конец, однако Потёмкин до конца жизни пользовался неограниченным доверием Екатерины, ценившей его качества государственного деятеля. Он фактически обустроил Новороссию, создал Черноморский флот, и, хотя миф о "потёмкинских деревнях" живуч, он не вполне соответствует действительности.

Заслуги Потёмкина перед Россией, действительно, очень велики. Екатерина горько оплакивала его кончину. По некоторым слухам, их общей дочерью была Елизавета Григорьевна Тёмкина, чей портрет написал Боровиковский.

АЛЕКСАНДР ЛАНСКОЙ

Последующие фавориты Екатерины, много моложе её, были людьми мало выдающимися. Императрица мечтала сделать из каждого из них помощника в государственных делах, направляла их "воспитание" и образование в нужное русло, но обычно ничего не получалось.

Исключение составил, пожалуй, Александр Ланской, адъютант Потёмкина, который, впрочем, отличился не государственными талантами, а личными качествами. Доброжелательный, любезный, мягкий по характеру, он сторонился интриг, почти не вмешивался в политику и оставил по себе добрую память.

Императрица искренне привязалась к нему, да и он отвечал ей взаимностью, разделяя её вкусы и интересы в области философии, литературы и искусства. Эти вполне "идеальные отношения" завершились внезапной смертью молодого человека в 1784 году. Горю Екатерины не было предела. Своему возлюбленному она поставила небольшой монумент в Царском селе с трогательной надписью: "В память дружбы".

ПЛАТОН ЗУБОВ

Самым последним фаворитом стареющей Екатерины и самым неприятным среди её кавалеров стал Платон Зубов, молодой человек 22-х лет, который не был ставленником Потёмкина, обещавшего вырвать "этот зуб". Но Потёмкин умер, и Зубов в последние годы жизни императрицы безраздельно занял первое место при дворе.

Человек он был недалёкий, заносчивый, жадный и в течение нескольких лет буквально упивался своим неожиданно высоким положением. Отзывы современников о нём, как правило, отрицательны. Но Екатерина, казалось, не замечала ни его интриг, ни измен, ни расцветшего при её дворе пышным цветом казнокрадства.

У Зубова не хватило ума даже подумать о своём будущем, поэтому смерть императрицы стала для него настоящей катастрофой. Павел, впрочем, проявил неожиданное великодушие к поверженному фавориту и не мстил ему. Зато Платон отомстил Павлу. Братья Зубовы принимали самое непосредственное участие в цареубийстве 1801 года, но вскоре после воцарения Александра I Зубов был удалён от двора. Незадолго до смерти женившись на молоденькой дочке литовской помещицы, Зубов умер в своём курляндском имении в 1822 году.