Знаменитый советский и российский композитор Александр Зацепин недавно приезжал в Петербург, чтобы посетить премьеру мюзикла "Тайна третьей планеты" театра "Карамболь". В интервью Metro он рассказал, почему больше не пишет музыку для фильмов и где больше чувствует себя дома – в России или Франции.
Главное - работа
Александр Сергеевич, у нас так много спорят о пенсионной реформе, а вы в свои 92 продолжаете активно работать!
- Да, пенсионером себя не чувствовал никогда. Многие люди уходят на пенсию и часто теряют ориентацию во времени и пространстве. У них начинается депрессия, и это понятно - нельзя ничего не делать. Если не можешь продолжать работать – надо искать какое-то хобби. Человеку надо постоянно чем-то заниматься. И я со времени обучения в консерватории этому совету постоянно следую: работаю каждый день, причем без выходных.
А есть у вас еще какие-то секреты, как оставаться в столь хорошей форме?
- Каждый день делаю зарядку по 20 минут. Человек должен постоянно двигаться. На время прекратил занятия лишь после того, как попал в ДТП: машина въехала в дверь моего автомобиля и сильно травмировала мне ногу. Я три месяца лежал в больнице и понял, что происходит с мышцами, если не двигаться. Потом, чтобы просто разогнуть ногу, прикладывал титанические усилия.
Вы в основном живете во Франции, но много времени проводите и в России. Где ваш дом?
- Мне хорошо и тут, и там. Приезжаю в Россию и каждый раз думаю: так хорошо здесь – никуда не поеду больше. Возвращаюсь во Францию – такое же чувство. Я живу у дочки в небольшом французском городке у самой границы с Швейцарией. Там прекрасные пейзажи – красивый сад и видно горы. Кроме того, во Франции у меня и внук, и правнук. А музыку я могу писать в любом месте – ухожу в свой мир, и меня не волнует, что и где происходит.
Как началось ваше сотрудничество с театром "Карамболь"?
- Еще в 2014 году в Петербурге прошла премьера мюзикла "31 июня". А потом я написал музыку для мюзикла "Тайна Третьей планеты" в Новосибирском театре музыкальной комедии. Однако для петербургской версии мы очень многое изменили. Процентов на 90 все переделали.
А музыку для кино вы больше не пишете?
- Сегодня почти нет. Как-то я делал музыку к нескольким сериалам, но понял, что это не очень интересно. Сериал один раз выходит - и скоро исчезает. О нем уже никто не помнит. Да и песня может сократиться до одного куплета – какой смысл ее тогда писать? Сейчас режиссера моего нет, а музыкальных фильмов вообще никто не делает. И я понял – больше это не мое.
А для Пугачевой, которой вы подарили столько хитов, не хотели еще что-то написать?
- Я ей предлагал лет 5-10 назад, но она отказалась. Хотя у меня о годах работы с ней остались самые хорошие воспоминания. С ней легко было работать. Она всегда была готова и приходила вовремя. И всегда знала текст – не было проблем.
А вот про Гайдая говорят, что у него был очень тяжелый характер и сработаться с ним было крайне сложно.
- Да, это так. Были случаи, когда я мог призадуматься – работать c ним или нет. Никита Богословский ведь хлопнул дверью и сказал, что его там больше не будет. Но я так решил для себя: пусть меня что-то в человеке раздражает, но я ведь могу с этим смириться. Могу закрыть глаза и продолжать работать. Поэтому старался не обращаться внимание на все недостатки характера режиссера. Недаром кто-то из мудрецов сказал, что велик тот, кто умеет прощать.
А есть у вас рецепт рождения хита?
- Нет, рецепта нет. Я сочиняю все мелодии без текста. Какой-то текст мысленно подразумевается, придумываешь сам какие-то слова, а стихи уже пишутся потом. По-другому не могу. И заранее я никогда не знал, какая песня станет хитом.
Песня про зайцев (А нам всё равно…)
Остров невезения
Танго-пародия (Помоги мне…)
Звенит январская вьюга (С любовью встретиться…)
Разговор со счастьем (Вдруг как в сказке…) и многих других,
а также песен Пугачевой
Куда уходит детство
Если долго мучиться
Песенка про меня (Так же, как все) и других