Новости

Кибербуллинг: как бороться с новым видом насилия?

Травле в соцсетях подвергаются 65% людей во всём мире
Кибербуллинг: как бороться с новым видом насилия?
Кибербуллинг: как бороться с новым видом насилия? Фото Графика: Павел Киреев, Getty
Кибербуллинг: как бороться с новым видом насилия? Фото Графика: Павел Киреев, Getty
Денис Глушаков и Квинси Промес. Фото Getty
Данила Козловский. Фото Getty
Юлия Кригер. Фото Скриншот vk.com/wowjuliakova.
Кибербуллинг: как бороться с новым видом насилия? Фото Василий Кузьмичёнок
Кибербуллинг: как бороться с новым видом насилия? Фото Графика: Павел Киреев, Getty1/5

Ещё 10 лет назад никто не знал, что такое троллинг, или кибербуллинг. Сейчас же, согласно исследованию Microsoft, травле в соцсетях подвергаются 65% людей во всём мире. Травят всех: актёров и певцов, футболистов и блогеров, взрослых и школьников

Социальные сети уже начали принимать меры по борьбе с этой проблемой. На днях Instagram начал фильтровать комментарии, которые задевают или оскорбляют пользователей. Руководство соцсети прямо запретило травлю и заявило, что приложит все усилия, чтобы устранить эту проблему.

Я столкнулась с кибербуллингом после расставания с парнем, который надоумил своих друзей "пообщаться" со мной во "ВКонтакте". Никто в жизни меня так не оскорблял. К счастью, "акция" была однодневной. Чего не скажешь, например, про капитана московского "Спартака" Дениса Глушакова, которого недавно гнобили за незабитый пенальти.

– Это заказные люди, о чём тут говорить. Всё равно ничего не исправить, – рассказал Metro футболист. – Тем, кто сталкивается с буллингом, нужно не обращать на это внимания, быть психологически сильным.

Актёр и новоиспечённый режиссёр Данила Козловский, который не так давно также стал жертвой кибербуллинга перед выходом фильма "Тренер", тоже не любит обсуждать эту тему.

– Просто не хочу даже этого замечать, – отметил он в разговоре с Metro.

Порой писали жуткие вещи

Юлия Кригер из Новосибирска, ставшая звездой соцсетей благодаря своей "кукольной" внешности, также уверена, что лучшая борьба с кибербуллингом – его игнорирование.

– Порой писали жуткие вещи, доходило до угроз, – поделилась она с Metro. – Но я всегда старалась относиться к этому с чувством юмора. Интернет – это Интернет, вживую эти люди никогда не подойдут и ничего не скажут.

По словам девушки, хейтерам трудно её обидеть.

– Я-то знаю, какая я. А люди, чьё мнение стоит слушать, никогда не будут заниматься буллингом, им просто некогда приставать к другим и самореализовываться за их счёт, – считает Юлия.

1-е место заняла Россия среди 42 стран по числу 11-летних школьников, подвергшихся кибербуллингу.

Мама, почему они меня так ненавидят?

Взрослые люди могут противостоять буллингу, дети же более уязвимы. Им кажется, что травля никогда не закончится.

– Ваня всегда был особенным, в три года начал читать, затем выигрывал все олимпиады, – рассказала Metro москвичка Ирина Андреева, чей сын подвергался жёсткой травле в школе. –  Учительница говорила: "Ребята ему просто завидуют". А ребёнок приходил домой и плакал, спрашивал меня: "Мама, почему они меня так ненавидят? Что я сделал?" Ивана тюкали, обзывали, присылали в соцсетях фотожабы. В какой-то момент он перестал выходить в соцсети, хотеть учиться. Стал жаловаться на больной живот и пропускать уроки.

Родители детей, по её словам, тоже были агрессивно настроены.

– Говорили мне: "Посмотрите сами, он не такой, как все. Пристаёт со своими интересами к нашим детям", – поделилась Ирина. – Когда сменили школу, у Вани уже была глубокая травма. Пришлось забрать на домашнее обучение. Сейчас с трудом восстанавливаемся, проходим лекарственную терапию, чтобы выйти из депрессии. У него сильная социофобия.

Женщина уверена, что с проблемой можно было справиться, если бы сын делился с ней.

– Спрашивала: "Вань, почему ты молчал?" Он: "Я думал, что справлюсь, что я не должен жаловаться". Нужно настраивать ребёнка, чтобы он всё рассказывал, нельзя этого стесняться, – считает Ирина.

"Многие буллеры делают это по глупости. Сажать необходимо тех, кто занимается травлей профессионально".
Александр Бражников, председатель некоммерческого партнёрства "Союз за щитников информации"

В борьбе с травлей помогла популярность

Другой московский школьник справился с проблемой благодаря отклику общества. Степана Савельева травили одноклассники из-за его странички во "ВКонтакте", где он публиковал посты про динозавров и лего. Когда интернет-общественность узнала о его беде, на страничку школьника посыпались десятки тысяч лайков. Мальчишку поддержали многие звёзды и политики.

– Когда я прославился, в школе стали уважать, – рассказал 13-летний Стёпа Metro. – В Сети стали просить завести свой YouTube-канал, чтобы я мог ещё и видео выкладывать.

Сейчас мальчик ведёт свой блог "Дневник очкарика". Его видео набирают тысячи просмотров, и хейтеры   не обходят Степана стороной.

– У каждого человека есть право на своё мнение. Можно высказать его, не матерясь и не оскорбляя никого, – считает он. – Я спокойно отношусь к критике, но комментарии с матом, оскорблениями и угрозами удаляю. Да, иногда бывает обидно, нужно стараться не обращать внимания на хейтеров.

Как справиться с последствиями травли

1. Жертве травли необходимо обратиться за помощью к родителям, друзьям, психологам телефона доверия, советует Metro психолог Кирилл Хломов. Важно понять, что травлю можно остановить. Что ты не одинок, не изолирован. Жертва кибербуллинга, особенно если это подросток, думает, что эта ситуация глобальная, тотальная, что она никогда не закончится. Важно понять, что нужно просто это пережить. За помощью можно обратиться не только к родителям, друзьям, но и к психологам-консультантам телефона доверия.

2. Нельзя полностью изолировать себя от соцсетей. В современном обществе большая часть коммуникаций, отношений между людьми строится через социальные сети. Заблокировать общение – значит остаться в изоляции и одиночестве.

3. Важно знать о законе, который даёт право на забвение. Он предоставляет гражданам право удалять из поисковых систем и соцсетей информацию, видео, фотографии, которые вредят их чести, достоинству и репутации.

Чтобы победить буллинг, по мнению кандидата психологических наук, научного сотрудника НИУ ВШЭ Александры Бочавер, прежде всего необходимо донести идею уважительного поведения в Сети детям.  

– Учителя в школе должны говорить, что травля в Интернете недопустима, пресекать любые формы буллинга и кибербуллинга, – считает Бочавер.  –  За их проявление – ясные санкции. Ведь особенность кибербуллинга в том, что он анонимен и непрерывен. Травля в Интернете идёт 24 часа в сутки и семь дней в неделю. За этим наблюдает бесчисленное количество свидетелей, а ответственный не видит реакции жертвы. Он не понимает, что происходит, и не соизмеряет степень своего воздействия.

По её словам, начиная с определённого уровня серьёзности, инциденты должны быть расследованы полицией, а правонарушитель наказан.

Нужен ли закон о запрете травли в соцсетях?

"К сожалению, в России, в отличие от ряда других стран, где уже приняты меры по контролированию кибербуллинга, такого закона нет. Есть ряд параллельных. Существуют статьи об умышленном причинении вреда здоровью или о возбуждении ненависти и вражды. Всё зависит от того, что случилось. Если ребёнок пришёл к суициду, виновных будут искать и наказывать".
Юлия Плахутина, координатор проектов Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

"У нас же не оштрафуют человека, который подойдёт на улице и нахамит. Буллинг в Сети в этом смысле ничем не отличается. Зачем ограничивать Интернет? Лучше повышать общий уровень воспитания, социальной ответственности. Интернет – свободная площадка, но твой уровень воспитания говорит за себя. Я не верю, что получится принять закон, который бы всех устроил. Почему бы не заняться проблемой травли в школах, которая существует явно дольше?"
Леся Рябцева, журналист, блогер

“В первую очередь необходима профилактика от кибербуллинга, нужно обучать детей, молодёжь безопасному общению в интернете. Проблему не решить одними законами. Попробуй найти того, кто травит. Хейтер может находиться вообще в другой стране. Его не достанешь, не накажешь. Если говорить о наказании. Сначала должно быть предупреждение. Если буллинг повторится, наказывать уже всерьёз. Многие люди делают это по глупости, не осознавая последствий. Сажать необходимо людей, которые специализируются на травле, занимаются этим профессионально”.
Председатель некоммерческого партнерства "Союз защитников информации" Александр Бражников