В России 21 августа вступила в силу Монреальская конвенция, которая регулирует ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами международных рейсов. Её ратифицировали также еще 126 стран, в частности, государства Евросоюза. Компенсации при неисполнении перевозчиком своих обязанностей теперь выросли и могут составлять за задержку рейса до 390 тысяч рублей. Действительно ли можно рассчитывать на такие выплаты, и как их добиться рассказал Metro советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.

– В досудебном порядке в мировой практике компенсации составляют 250-600 евро за задержку или отмену рейса и 20 долларов за килограмм потерянного багажа вне зависимости от его содержания, говорит Горин. При средней норме провоза багажа в России в 20-23 килограмма можно получить около 400 долларов. Также багаж можно застраховать отдельно, но это будет стоить дополнительных денег. Однако если вы считаете, что потери превышают базовую компенсацию, то надо собирать документальные доказательства, например, чеки в оплаченную гостиницу или на билеты на какое-то мероприятие, которое вы пропустили. Железно рассчитывать на компенсацию за опоздание на следующий стыковочный рейс можно только если авиакомпании входят в один альянс.

По словам Горина, прежде чем подавать в суд на авиаперевозчика, надо написать в компанию претензию.

– Но прежде чем судиться надо обратиться в отдел претензий авиакомпании, – говорит эксперт. Сейчас это очень просто делается, как правило, через веб-сайт. Нужно приложить копии посадочных талонов и маршрутных квитанций, персональные данные и сканы чеков. Сама претензия пишется в произвольной форме. После этого авиакомпания делает какое-то предложение и если человека оно не устраивает, то он вправе уже оспаривать это дело в служебном порядке. И только таким образом можно добиться более крупной выплаты размером до 390 тысяч рублей. Практика показывает, что суды и Роспотребнадзор стоит, как правило на стороне потребителя. Однако при задержке или переносе рейса из-за погодных условий или политических факторов, не зависящих от перевозчика, потребовать денежного возмещения не получится.


Монреальская конвенция 1999 года пришла на смену Варшавской конвенции, которая была принята еще в 1929 году. Советский Союз присоединился к ней в ноябре 1934 года. После распада СССР Россия ее тоже ратифицировала.

Размер компенсаций по Монреальской конвенции определяется с помощью условного платежного средства Международного валютного фонда – специальных прав заимствования (Special Drawing Rights – SDR). Курс SDR формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, иены, юаня и фунта стерлингов и меняется ежедневно исходя из итогов биржевых торгов. В последние дни этот курс (в пересчете на рубли) колеблется возле отметки 83,5 рубля.

Отметим, то в случае гибели пассажира размер компенсации может составлять до 113 100 SDR, или более 9 млн рублей.