После детального анализа проектов выбрали 6 финалистов, а уже из них – 3 победителей.

1 место – ракета-носитель сверхлёгкого класса для перевозки грузов
Воронеж

Ракета- носитель сверхлёгкого класса для  перевозки грузов.

Ракета- носитель сверхлёгкого класса для перевозки грузов.

 

 

Компания "Интерполярис" из Воронежа изобрела сверхлёгкий ракетно-космический комплекс. Пока он только на рисунках, но им уже заинтересовались представители космической промышленности. Создатели ракеты – Татьяна Башарина и руководитель проекта Дмитрий Шматов. Все сотрудники компании – выходцы с кафедры ракетных двигателей Воронежского университета.

– Мы держава космическая, оставаться в стороне от тренда частной космонавтики не можем. Как частная компания мы тоже можем создавать классные вещи для космоса, как и Илон Маск. Разработки ведутся на собственные средства.  Наша ракета трёхступенчатая: первые две ступени нужны, чтобы долететь до 500 км, если нужно дальше полететь, на 800–1500 км, то есть третья ступень – разгонный блок, назвали Борис (не в честь Ельцина, а потому что это "Блок орбитального размещения искусственных спутников"). Третий блок работает на этиловом спирте, поэтому некоторые думают, что название как-то связано с бывшим президентом, но это совпадение, – рассказал Metro Дмитрий Шматов. – Модель очень перспективная. Ниша сверхлёгких ракет в России не занята. Например, среднетяжёлая грузовая ракета "Протон" перевозит большой объём грузов, и приходится ждать до полугода, пока она заполнится, как маршрутка дожидается пассажиров. А наша ракета может вывести на орбиту небольшой груз быстро и недорого.

Такая сверхлёгкая ракета может вывести 250 кг, там уместится один большой спутник или несколько маленьких. Можно выводить грузы как на околоземную, так и на окололунную орбиту. Можно использовать 3D- принтер металлический для печати деталей. Сейчас идут огневые испытания на земле.

2 место – нанокомпозит для комплексной защиты космической электроники от радиации
Томск

Модельные образцы изделий из нанопорошков.

Модельные образцы изделий из нанопорошков.

Коллектив НОИЦ

Фото:

Разработал нанокомпозиты коллектив центра "Наноматериалы и нанотехнологии"  Томского политехнического университета. В команде 5 человек, им от 29 до 60 лет, руководитель проекта – Олег Хасанов.

– Нанопорошки по своей сути очень напоминают дым, но, когда порошинок достаточное количество, то, как они будут выглядеть, зависит от пресс-форм, в которые их засыпят, это может быть таблетка, пластина, – разъясняет Хасанов. – На выходе получается твёрдое изделие. Можно сравнить со снегом: если подержать его в руках, получится твёрдый ледяной шарик. В команде возникла идея сделать защитный материал для элементов космических летательных аппаратов. Не цельный корпус, а для защиты электроники, которая внутри самого корабля. В этом композите были смешаны три разных порошка, и из этой смеси сделаны пластины и другие изделия различной формы.

По словам авторов, такой нанокомпозит – уникальный материал, аналогов в мире нет. Работы начались ещё 6 лет назад по запросам различных компаний, связанных с космосом и самолётостроением.  Сейчас изобретением заинтересовалось ведущее предприятие России по созданию космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнёва".

Модельные образцы изделий из нанопорошков |коллектив НОИЦ

3 место – электросамолёт E-2 может складывать крылья и взлетать на 300 м
Москва

Электросамолёт E-2 может  складывать крылья и взлетать на 300 м.

Электросамолёт E-2 может складывать крылья и взлетать на 300 м.

 

 

Инженеры-конструкторы, самолётостроители, выпускники МАИ на собственные средства решили создать самолёт на электромоторе. И уже через 3 года построили на собственные средства воздушное судно, которое летает на аккумуляторе.

– У нас сейчас идут доработки, лётные испытания, – говорит один из руководителей проекта, Кирилл Балясный. – Конструкция комбинированная – стеклопластиковое крыло и металлический фюзеляж, состоящий из алюминиевых и стальных частей.  Наш самолёт предназначен для первоначального обучения и развлекательных полётов. У нас целая серия на базе одной конструкции. Этот электросамолёт позволяет совершить полноценный полёт от 25 минут на высоте 300 метров, хотя всё зависит от погоды. Благодаря тому что он медленно снижается, время полёта может увеличиться. Весит аппарат 115 кг, он входит по воздушному законодательству в категорию средств,  для которых не нужна регистрация, сертификация и лицензия пилота. Это как электросамокат. То есть нужно уведомить, что ты будешь лететь в такой-то зоне. Взлетать можно просто с поля, взлётно-посадочная полоса не нужна. Стоит от 1 миллиона рублей. Крылья складываются, можно хранить такой самолёт в обычном гараже. Стоимость самого полёта – меньше, чем у чизбургера.