Роспотребнадзор, Минпросвещения и Рособрнадзор по поручению Путина проанализируют фактический объём учебной и внеучебной нагрузки школьников по основным общеобразовательным программам.

Елена, мама Павла
(5 класс)
Томск

- У нас обычная школа с художественным уклоном, после уроков дети занимаются танцами, музыкой вне школьной программы. Судя по тому, что я вижу в электронном дневнике, нагрузка адекватная, её достаточно. Ребёнок в основном выполняет домашние задания самостоятельно, он приходит в 13:30  домой, отдыхает и до 18 успевает все уроки сделать. У него часа 4 это занимает. Я помогаю только тогда, когда он что-то не понимает. При этом мне нравится, что он не откладывает домашку, а делает в тот же день все задания, хотя урока на следующий, например, нет.  Мы по субботам ещё и на дополнительные занятия по английскому и программированию ходим. Он не жалуется, ему нравится. Надо сказать, что в начальной школе было сложнее. А сейчас проще учёба идёт, потому что интерес появился к отдельным предметам – к математике, биологии. Правда, в начальной школе мы тхэквондо занимались, но трудно было совмещать, поэтому пока отказались от спорта. У моих друзей дети ходят в специализированный лицей, и они жалуются, что там сложно: дети с 1-го класса уже презентации пишут.

Юлия, мама Саши и Яси
(9 и 2 классы)
 Москва

- У меня такое ощущение, что у Ярослава во 2-м классе нагрузку дают по силам, он в математической школе учится и где-то полтора часа делает домашнее задание. Я, если что не понятно, помогаю. Никаких репетиторов у него нет. Он ещё 3 раза в неделю по часу ходит на тхэквондо.
А вот у Саши, конечно, совсем другая история. У него 9-й класс, он готовится к ОГЭ, учится в экономической школе, заданий у него много, и он действительно много времени проводит за уроками.
На каждый предмет он тратит где-то по 30 минут, при этом мы отчётливо осознаём, что нужны репетиторы по математике, по русскому и по обществознанию, потому что по ним надо сдавать ОГЭ. Вот будет 1 или 2 раза в неделю по полтора часа по этим предметам дополнительно заниматься. Это учитывая, что 2 раза в неделю муж дополнительно занимается с ним английским по часу. Спортом он продолжает заниматься – 2 раза в неделю ходит на плавание. И времени свободного у него совсем нет, а если есть, то он, к сожалению, сидит в телефоне.

Алина, мама Нэли (11 класс)
Буинск

В 11-м классе я не помогаю, потому что дочка работает самостоятельно. Если ребёнок занимается, то нагрузка действительно большая, а в выпускном классе особенно. Потому что кроме уроков ещё идёт подготовка к ЕГЭ, а это отдельные занятия. Помимо домашних заданий есть ещё дополнительные задания – она в онлайн-школе сидит, и на сайтах им дают примеры решать. Надо отдать должное,  что по тем предметам, по которым ЕГЭ сдают, там много заданий, где нет – там меньше.
Моя дочь очень ответственная и хочет хорошо сдать ЕГЭ, поэтому вот, в воскресенье, например, она 13 часов сидела готовилась – делала дополнительные задания по химии и биологии, она их сдавать на ЕГЭ будет. Конечно, ни на спорт, ни на отдых времени не хватает, даже поспать времени нет. Пусть отменяют ЕГЭ тогда, если хотят, чтобы дети занимались спортом и творчеством. Если ребёнок усидчивый – он будет готовиться, а если неусидчивый, то будет всё время ныть, что много задают. Это от ребёнка зависит.
Кто заинтересован и занимается –  у них большая нагрузка, кто не занимается – у них маленькая нагрузка, они всегда списать могут.

Татьяна, мама Кати и Тимофея (5 и 1 классы)
Нижний Новгород

- По 7–8 уроков у Кати и Тимофея тоже. По сравнению с тем, что было у Кати в начальной школе, у Тимофея сейчас программа намного сложнее. Чтобы подготовиться к школе, специально занимались, брали уроки у преподавателя, потому что требования очень высокие.
Мы домашние задания с детьми не делаем, детей приучили к тому, что всё должны делать сами, они нам показывают только уже выполненные задания, и если мы видим, что есть ошибки, то не исправляем, потому что считаем, что учитель должен видеть, что умеет ребёнок, а что – нет.
Кате сложно сейчас, потому что много устных заданий, и она не всегда понимает, как их выполнять, поэтому больше времени тратит. Где-то за полтора часа справляется.
Тимофей после школы на продлёнку остаётся, нам это очень нравится – в начальной школе на продлёнке с ними учитель. Они час гуляют, потом поделки какие-то делают, потом часок могут домашку делать, если захотят. Спортом пока не занимаются. Больше сами себе предоставлены. У Кати очень дружный класс, и к ней часто одноклассники в гости приходят.

Наталья, мама Аглаи и Севы (8 и 6 классы)
Краснознаменск

- Неадекватная нагрузка у детей, я считаю. Они больше 2 часов на домашнее задание тратят. А когда "удалёнка" была, это был вообще кошмар – давали задания по школе, и потом ещё столько же на домашку. Я и жалобу писала, объясняла учителям, что дети не должны больше полутора часов на домашку тратить.
Аглая в гимназии учится, а Сева в обычной школе, но у них 2 языка теперь изучают в обеих школах, куча времени на эти языки уходит, на один английский тратится столько же, сколько на все остальные предметы.  Такая тяжёлая программа, кто их составляет... У меня ощущение, что в этих министерствах какие-то неадекваты работают.
Не успевают на уроке дать все знания и перекладывают на плечи родителей подготовку. Потом постоянно какие-то творческие задания рисовать надо чуть ли не по всем предметам. Вот зачем это? Почему по физике рисовать нужно? Музыка отнимает кучу времени, раньше просто пели, сейчас в старших классах задают задания, как в консерватории.
И каждую неделю – проверочная работа по часу. Времени отнимает у детей много, а пользы от этих контрольных – никакой!