Государственная дума России приняла поправки к закону, который позволит сотрудникам ФСБ стрелять даже в условиях массового скопления людей, сообщает агентство ТАСС.

Согласно новой редакции, если террористы попытаются утроить теракт, захватить заложников или критически важные объекты и сооружения органов государственной власти, то спецслужбы могут без промедления стрелять в боевиков.

Отметим, что впервые эту тему поднял член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, экс-глава ФСБ Николай Ковалев, когда обсуждал крушение российского самолёта в Египте. Он тогда заявил, что пока сотрудники спецслужб не могут свободно стрелять, и эту ситуацию надо исправлять в срочном порядке.

Авторами документа выступили депутаты и сенаторы, в том числе председатели профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы Виктор Озеров и Ирина Яровая.

Поправки в документе указывают, что работники ФСБ должны заранее предупреждать о намерении применить оружие, но если промедление создаст угрозу жизни граждан или повлечёт серьёзные последствия, то они могут открывать огонь без промедления.

При этом сотрудники спецслужбы обязаны оказать помощь, если мирные граждане получили ранения в ходе перестрелки, а в случае порчи имущества или гибели людей, они обязаны уведомить прокурора об этом в течение 24 часов. Возмещение вреда будет происходить в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджета.

ЭКСПЕРТ

– Эта мера оправдана, так как террористическая угроза сегодня является очень острой, пожалуй, наиболее острой за последние 15 лет, – рассказал Metro эксперт по безопасности Дмитрий Чугунов. – Повода для паники, если мы говорим об этих нововведениях, нет. В США, например, подобные полномочия спецслужб давно регламентированы. Мы всего-навсего здесь упорядочиваем то, что давно нужно было привести в порядок.

Если внимательно прочитать закон, то из него совершенно не следует, что "ФСБ будет стрелять по толпе", вовсе нет: сотрудники ФСБ не будут иметь права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.

В целом такие случаи — редкость. Поэтому говорить о том, что это кардинально укрепит именно общественную безопасность, сложно, ведь львиная доля преступлений в данном случае не связана с терроризмом.

Общественная безопасность — это прежде всего профилактика, а не необходимость применения силы. Новые полномочия ФСБ касаются противодействия негативным явлениям в контексте, скорее, национальной безопасности. На предотвращении терактов при должной тренировке сотрудников спецслужб эти нововведения должны сказаться положительно.