По его мнению, причина сложившейся ситуации – исключительно в спекуляциях на рынке, поэтому снижение котировок носит временный характер. Бизнесмен предлагает ограничить роль биржевых игроков в ценообразовании и нарастить продажу продукта в чистом виде до 10-15%. Сечин прогнозирует, что стоимость барреля в перспективе будет находится в районе 60-80 долларов, а по мере консервирования проектов в нефтяной сфере достигнет уровня в 90-110 долларов и даже выше.

Иван Самойлов,
аналитик консалтинговой компании "Беспалов и партнеры"

– Согласен с Сечиным по поводу спекулятивного фактора. Изменение цены на нефть на 20% подчиняется экономической логике, на 80% – только спекулятивной логике фондового рынка. Цена на нефть действительно очень сильно зависит от производных ценных бумаг таких, как опционы, фьючерсы и так далее. Сделок с данными ценными бумагами действительно в сотни раз больше, чем сделок с реальной нефтью. Между тем, мне кажется, что такая ситуация устраивает держателей данной системы (США, Англию), которые могут оказывать влияние на данную систему через жестко регулируемые СМИ (а мы видим это жесткое регулирование на примере освещения вооруженного конфликта Грузии и России, последних событий на Украине). Достаточно удобно, когда цена нефти зависит от объема запасов нефти (которые неизвестно кто и как померил). Поэтому добиться тех результатов, которые хочет видеть Сечин, непросто – руководителям бирж это не нужно.

Дмитрий Соломников,
директор по развитию оценочной компании "1Капиталь"

– Рынок торговли деревативами (фьючерсами, опционами) год от года показывает восходящую динамику. Всем понятно, что формируется очередной пузырь (один из таких лопнул в кризис 2008 на рынке ипотечного кредитования), однако сейчас нет "смельчаков", готовых отказаться от этой финансовой модели. Думаю, в ближайшей перспективе спекулятивный фактор также будет присутствовать на рынке, а интервью Сечина можно воспринимать только как попытку донести свою позицию. Это своеобразный пиар.

Алексей Вязовский,
вице-президент "Золотого монетного дома"

– То, что предлагает Сечин, уже и так реализуется американскими властями, которые после кризиса 2008-го года ограничили свои банки в свободе спекуляций на товарно-сырьевых рынках. В Европе ситуация более запущенная, но рано или поздно подобные практики будут внедрены и в ЕС. Проблема в том, что, если спекулянтов окончательно "прижмут" в Штатах и Европе, они уйдут на азиатские биржи. Или начнут совершать сделки вне биржи, создавая так называемые "тёмные пулы ликвидности". Так что победить финансовых паразитов не так просто, как кажется. И уж явно это не в возможностях Сечина, которому сейчас лучше озаботиться гиганскими долгами Роснефти, которые превысили её биржевую капитализацию.