Обратно в 90-е
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
«В 2016 году ВВП страны упадёт на 2–3%, инфляция составит 10–12%, а среднегодовой курс валюты – 80 рублей за доллар. На первый взгляд, не такие плохие показатели. Лучше, чем в 2015 году. Но радоваться нечему. Страна вступила в структурный кризис, как в 90-е. В 1992 году был сильный спад, потом в 1993-м небольшое улучшение, а в 1994 году – снова провал».

Возможен пожар
Андрей Мовчан, директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги:
«Самый серьёзный риск для экономики – состояние финансовой системы. Когда вы не даёте происходить маленьким лесным пожарам, как сейчас, то в какой-то момент скапливается столько сухостоя, что большой пожар уничтожает весь лес. То же самое может произойти и с банковской системой. Второй риск – строительство. Возможно двукратное падение объёмов в 2016 году. Это ударит по сотням тысяч работников. Третий риск, чуть более дальний – падение цен на нефть».

Вниз и вверх
Артём Гиневский, директор Лаборатории инвестиционных технологий:
«Хороших новостей на рынке нефти сейчас нет. Нефтехранилища переполнены, предложение явно превышает спрос, и добыча в странах ОПЕК не снижается. Цена на нефть в следующем году упадёт ниже 30 долларов за баррель Brent. Ситуация может измениться только во второй половине года. Если всё сложится удачно, а ОПЕК примет меры, то баррель к концу года подорожает до 50–60 долларов».

Всё по-разному
Владислав Корочкин
, вице-президент «Опоры России»:
«Для малого бизнеса год будет непростым, хотя в разных отраслях – разным. Лучше всего будут себя чувствовать компании, занятые в производстве продуктов питания на фоне импортозамещения, в лёгкой промышленности, если будет реализовываться программа правительства по развитию отрасли, а также в сфере услуг, связанных с ремонтом. Возможно, даже лучше, чем в тучные год. Хуже всего дела будут идти у торговли и общепита в связи с ограничениями и новыми требованиями».

Любят родину
Александр Сизинцев,
генеральный директор Biletix:
«В 2016 году продолжится сокращение выездного туризма и рост внутреннего. Это, несомненно, главный тренд. Но в целом ситуация, конечно, зависит от курса рубля. Если Египет и Турцию откроют к сезону, то спрос вернётся на уровень этого года. В противном случае упадёт на 20–30%. С чисто финансовой точки зрения потребитель продолжит искать наиболее дешёвые варианты. И здесь он продолжит уходить в Интернет».

Урежут и заморозят
Алексей Штейнгардт
, генеральный директор Hays в России:
«Рынок труда в 2016 году ждут сложности. Будут заморозки позиций, сокращение региональных сотрудников, урезание бюджетов. В меньшей степени всё это коснётся высококвалифицированных сотрудников: им по-прежнему готовы переплачивать. Спрос сохранится на профессии в IT-секторе. Важнейшее нововведение 2016 года – запрет заёмного труда. От временного персонала будут избавляться».