По словам Николая Кондрашова, ведущего эксперта Института развития ВШЭ, во-первых, в июле-августе резко упали цены на нефть, укрепившись на минимумах текущего кризиса. Во-вторых, резко ухудшилась обстановка в Китае. Фондовый рынок ужался на четверть, власти вынуждены пойти на девальвацию юаня. Наконец, страны Запада и Россия обменялись продлением санкций и антисанкций. Более того, Москва включила в список новые государства.

– Таким образом, за короткий промежуток времени сразу несколько факторов, влияющих на ожидания экономических агентов, ухудшились, – отмечает Кондрашов. – Особенно символично падение цен на нефть, показавшее, что ровной траектории подъёма, как в кризис 2008-09 годов, не будет. В сочетании с ответным пропорциональным ослаблением рубля, также приблизившимся к пиковым значениям зимы, это означает существенное повышение риска повторной дестабилизации как финансовой сферы, так и реального сектора.

Как прогнозируют в Высшей школе экономики, в 2015 году ВВП страны упадёт на 4,5%. Учитывая названные факторы, в 2016 году также возможно сокращение экономики.