Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России, по просьбе Metro рассказал, как развивается ситуация с разливом топлива в Норильске.

"Речь идёт о том, что в эти выходные резервуар, в котором хранится резервное топливо для электростали, которая работает на комбинат Норильского никеля, произошёл залповый прорыв и пролив всего содержимого – 20 тысяч тонн топлива. Это очень большой объём, и когда такой залповый разлив происходит, с ним очень трудно бороться.  Это не то что понемножку протекало бы и можно было бы постепенно убирать. И вот всё это колоссальное количество топлива попало сначала в ручей, потом по дошло до речки Амбарной.
Морская спасательная служба.

Морская спасательная служба.

morspas.com

Фото:

Сегодня Путин объявил это происшествие ЧС федерального масштаба. Привлёк внимание всех, всё закрутилось, все министерства забегали. А мы знали с воскресенья, что дело серьёзное, и хуже с воскресенья не стало, может даже стало лучше. Но вот вопрос: почему в воскресенье те, кто уполномочен информировать руководство страны, этого не сделали, и только сегодня дело дошло до объявления такого статуса?
Потому что при любой аварии и чрезвычайной ситуации сроки имеют первостепенное значение для эффективности ликвидации последствий. Чем быстрее будут оценены масштабы аварии, тем эффективнее мы сможем бороться с её последствиями. Так вот мы потеряли уже много дней.
За эти дни при участии разных организаций, включая нас, удалось добиться прибытия к месту происшествия Морской спасательной службы, системы Минтранса, которая по мандату работает над ликвидацией разливов на морях. Но, учитывая масштаб действия руководство службы приняло решение направить свои силы и средства в Норильск.
Они прибыли уже к утру понедельника и начали работу: развернули оборудование, разместили так называемые боны, которые перегораживают эту речку, по которой движется пятно, и начинают улавливать это загрязнение и собирать его. Сейчас трудно сказать, какую часть топлива получается собрать, а какая всё равно дальше движется, но пока мы видим, что большую часть топлива удалось перехватить на реке, и это очень важно, потому что нельзя, чтобы оно дальше распространялось беспрепятственно в озеро Пясино. Сейчас заграждения стоят в 5-6 километрах от него.
Сотрудники Морской спасательной службы проводят работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная.

Сотрудники Морской спасательной службы проводят работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная.

РИА Новости

Фото:

Эти боны – это такие канаты с юбкой, которые протягиваются с одного берега реки на другой. Пятно нефти плывёт по поверхности воды, утыкается в этот бон и тормозится. Спасатели установили их под углом, и поэтому, когда пятно упирается в бон, оно течением сдвигается в одну сторону, к одному берегу – как бы в карман. И главная задача спасателей сейчас – успевать откачивать специальными насосами эту жидкость с поверхности.
И тут – главная проблема: не хватает насосов и ёмкостей, куда этот нефтепродукт откачивать. Ёмкости – это что-то типа разборных плавательных бассейнов, которые у нас сейчас всё чаще ставят на дачных участках. И ещё – сейчас решается вопрос, как организовать временное хранение для это откачанной жидкости. Там же тундра, туда ничего нельзя доставить, только по воздуху.
Так что боны-то поставили, а успеют ли откачать – неизвестно. А если не успеют – то будет перехлёст. Но раз президент сейчас объявил ЧС, значит, все министерства будут обязаны оказывать содействие: сейчас найдутся и самолёты, и оборудование, и всё будет доставлено. Так что, думаю, завтра ситуация уже улучшится.
 
Что касается топлива – это солярка. Она, с одной стороны, хуже сырой нефти, потому что в ней больше токсичных канцерогенных веществ типа бензола и так далее, поэтому она более губительное оказывает влияние на живые организмы, на тех же рыб. Но зато, в отличие от сырой нефти, дизельное топливо быстрее испаряется. И большая часть топлива, которое сейчас на воде, и которое спасатели не смогут собрать в ближайшие 5-10 дней – испарится. С этой точки зрения длительного нахождения нефтепродукта на воде мы не ожидаем. Но та часть, которая растворится, – она будет очень небольшая, буквально несколько процентов, но очень вредная с точки зрения влияния на здоровье водных организмов.
Угроз для населения в этой зоне мы точно не видим – водоснабжение из этих водных объектов не берётся.
Морская спасательная служба.

Морская спасательная служба.

morspas.com

Фото:

Ущерб, нанесённый экологии предстоит оценить специалистам Росприроднадзора. Думаю, это, конечно, внушительные будут суммы. Например, общий ущерб от разлива танкера у берегов Сахалина составил полмиллиарда рублей, а там разлилось всего 300 тонн.
На этом озере всегда была очень хорошая рыбалка, но в последние годы, из-за того что оно уже было загрязнено, все это сошло практически на нет, так что, этот разлив только добавит негативного воздействия на обитателей озера и реки. И как бы он не добил остатки того живого, что там есть. Пока на озере, как нам сообщают, пятна очень небольшие, диаметром до 100 метров".