"Чёрная пятница" – время импульсивных покупок: чем больше скидка, тем искушение сильнее. Metro рассказывает, как сделать всё правильно

В 2017-м россияне потратили в "чёрную пятницу" 30 млрд рублей – в эту сумму вошли и наличные деньги, и кредиты, которыми "заплатили" за покупки.

На следующий день главный федеральный портал частных объявлений зафиксировал небывалый рост в рубриках "Продам": люди предлагали купленную накануне по скидке технику, одежду и прочие товары народного потребления. Эксперты говорят: кто-то делал маленький бизнес на распродаже, но гораздо больше было тех, кто пытался вернуть потраченные в забытьи деньги.

"Чёрная пятница" – одно из самых сильных искушений, искушение обладанием и экономией. Учимся с ним жить – в онлайн, офлайн и в "Инстаграме", который тоже стал большой площадкой для распродаж.

Лина Дианова.

Лина Дианова.

"Metro"

Фото:

Лина Дианова:
Психолог, автор инстаграм-проекта Psihushka plachet

С точки зрения психолога, кто любит шопинг с суперскидками?
Во-первых, люди, которые не могут себе позволить вещи без распродажи – даже если они хорошо зарабатывают. Это психология бедности. Во-вторых, те, кто боится не "урвать" от жизни лучший кусок: у них внутри этакая незарастающая дыра – потенциальные возможности, которые они боятся упустить.

Каков психологический портрет фаната распродаж?
Я думаю, это человек со средним доходом, достаточно тревожный – меланхолик или холерик, ближе к последнему типу. У него очень подвижный тип нервной системы, он склонен к импульсивным действиям – в том числе к покупкам.

Мы всегда говорим о том, что немотивированный шопинг – это плохо. Но всегда ли это так? Может ли погружение в распродажную атмосферу помочь справиться с психологическими проблемами?
Конечно. Оно хорошо работает при тревогах, депрессиях, подавленных состояниях. Человек не может найти внутри себя силы справиться с такими проблемами и в целях самотерапии радует себя шопингом. Получается, что он дарит сам себе подарки и тем самым меняет свои внутренние ощущения к лучшему.

Как правильно "лечиться" такой шопинг-терапией? У неё есть "побочные действия"?
Она не должна быть частой и хоть сколько-нибудь регулярной. Это исключительная мера, а не главный способ помочь себе справиться с чем-либо. Если вы понимаете, что основной свой бюджет тратите на такие покупки, значит, вы в ловушке. Не можете копить на то, что вам важно, и отказываете себе в путешествиях в угоду шопингу – всё, это зависимость.

Как контролировать себя в "чёрную пятницу", если вы просто не можете пройти мимо товаров с большими скидками?
Самое простое – составление чёткого списка вещей, которые вы хотите приобрести. Но как раз тот средний любитель распродаж никакой список покупок составлять не будет. А если и напишет, то с удовольствием его потом нарушит. Это один из приятных бонусов игры, в которую он играет с "чёрной пятницей" и вообще со всеми распродажами.

Оля Челак.

Оля Челак.

"Metro"

Фото:

Оля Челак,
"Фея расхламления", организатор пространства, автор блога iskry_radosti

Можно ли быть умным потребителем и всё же ходить на распродажи?
Ни разу в жизни не участвовала в таком мероприятии и, если честно, не могу себе представить, как это выглядит. На самом деле между разумным потреблением и таким понятием, как "чёрная пятница", общего мало. Чтобы не накупить множества ненужных вещей, вы должны точно знать, что вам нужно и без чего вы действительно не сможете обойтись.

Как сделать участие в "чёрной пятнице" максимально осознанным?
Задайтесь вопросом, насколько вам нужны вещи в списке покупок (а он нужен обязательно!), и подумайте, как же вы всё это время без них обходились. Но всё-таки заставлять себя что-то делать не нужно. Я призываю менять образ мышления, а не насиловать своё сознание: нужно не прийти домой, "переосмыслить и вернуть", а просто не покупать ненужных вещей.

Елена Пискарева.

Елена Пискарева.

"Metro"

Фото:

Елена Пискарёва,
инстаграм-эксперт, автор сайта naoblakax.ru


Можно ли считать "Инстаграм" в "чёрную пятницу" такой же распродажной площадкой?
Можно, хотя в России это не так актуально, как на Западе. Там к "чёрной пятнице" подходят серьёзнее. У нас же обычно делают промокод с ограниченным сроком действия – и скидки не такие гигантские, как на Западе.

На какие товары в "Инстаграме" делают скидки охотнее всего?
По моим ощущениям, инстаграм-продавцы готовы делать скидки буквально на всё. Что, на мой взгляд, не всегда правильно: зачастую скидки обесценивают продукт, особенно уникальные услуги или ручную работу.

Инста-покупатель чем-то рискует?
Риск есть, но больше психологический: в распродажной горячке вы можете совершать необдуманные поступки. Кроме того, в "Инстаграм" просто попасться на удочку мошенникам, которые порой очень креативны.