Оригами – не только искусство складывать бумажные фигурки, но и способ узнавать окружающий мир. Складывая (не)затейливые самолётики, журавликов, цветы, можно научить детей основам школьных предметов. А также образно мыслить и общаться. 

Освоить это мастерство просто. Свой первый бумажный самолётик (такой, как на логотипе Telegram) или кораблик (чуть посложнее) почти каждый из нас может сложить с детства. Несложные манипуляции с бумагой – и получишь цветок или, допустим, мышку или лису. 

А если постепенно усложнять задачи, можно открыть для себя удивительный мир, сделанный своими руками.

В своей книге "Необычное оригами" Нина Острун пишет о четырёх видах оригами (и даёт инструкции для начинающих): - о японском оригами кусудама ("лекарственный шар") - это цветы шарообразной формы, сложенные из одинаковых модулей пирамидальной формы; - о корейском классическом оригами чжон-и-чобги - это создание простых фигурок из треугольных модулей;  - о китайском модульном оригами - это объёмные фигуры из треугольных модулей; - об английском квилинге ("бумагокручении") - изготовлении плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги

Сначала сказка, потом – математика  

– Когда я впервые занялась искусством оригами в начале 1980-х, у меня действительно было постоянное желание складывать из бумаги самые разные фигурки. Но, поняв, что я уже могу сложить всё что угодно, я стала думать, как применить оригами в своей основной работе. Я тогда работала в школе учителем рисования и черчения, – рассказала Нина Острун.

Нина сразу заметила, что дети мгновенно увлекаются этим занятием, становятся более собранными и внимательными. Объяснять азы математики дошкольникам с помощью оригами гораздо проще, ведь, по её словам, оригами – это абсолютная математика – углы, линии, отрезки, лучи.  Но оказалось, и другие предметы можно изучать, используя такие вот манипуляции с бумагой.  

В 1994 году Нина Острун даже получила международный грант за свою работу: "Оригами как синтетический предмет для начальной школы".

– Педагоги ещё в XIX веке знали, что существует связь между моторной пластикой и развитием речи у ребёнка. В раннем возрасте полезно даже просто складывать кубики из картона. На уроках чтения с дошкольниками мы складывали буквы из бумаги и составляли слова – когда прощупываешь пальцами, запоминается быстрее.  Кроме того, тренировали навыки устной речи, складывали простые фигурки и рассказывали про них сказки, – говорит Нина Острун. 

А ещё – театр и мода

Нина уверена, что научиться этому мастерству не помешает и родителям. 

– Это же кукольный театр на столе! Складывать персонажей можно из чего угодно – листа бумаги, газеты, салфетки, это всегда под рукой. К тому же экономически это очень выгодно – поверьте, детям оригами понравится не меньше, чем другие игрушки. А ещё таким способом можно делать разные коробочки, предметы декора, чтобы украсить интерьер. Женщины на мастер-классах у Нины Острун делали броши, которые булавкой прикалывали к платью.  
– Когда в 1990-х я была членом Московского клуба оригами, который тогда ещё существовал (к сожалению, закрылся после смерти его основателя Михаила Литвинова), с нами занималась Нина Васильевна. Ей было за 70 лет, у неё были серьёзные проблемы в семье и со здоровьем, и увлечение оригами буквально вернуло ей интерес и волю к жизни. Она мастерила фантазийные фигурки, украшения. Потом сама стала обучать других, – добавила Нина.

Самолёт для высокого старта

В умелых руках бумага действительно творит чудеса. И однажды помогла трудным подросткам посмотреть на жизнь по-другому: как на бумажный самолётик, который ты складываешь своими руками и сам запускаешь в небо.

– В течение года я занималась оригами с мальчишками из 5-го коррекционного класса. Это были дети из социально неблагополучных семей, очень агрессивные и ранимые. Я им показала, что можно собрать 50 разных моделей самолётиков, мы вместе их изучали, чем они отличаются, какие у них свойства. Каждый сначала сложил свой самолётик, а потом мы всей командой сделали один большой. В конце занятий это был совершенно дружный, управляемый класс, – говорит Нина Острун.