Онлайн-школа городских предпринимателей Vector, созданная институтом "Стрелка", на днях запустила в России платный курс - "Как создать новый городской стартап". Корреспондент Metro пообщался со специалистами компании и узнал, с какими проблемами сталкивается начинающий городской предприниматель, выяснил, что при открытии бизнеса нельзя ориентироваться только на деньги, а для достижения коммерческого успеха лучше быть немного чудаком. А ещё, жителям регионов вовсе не обязательно ехать в Москву или Петербург, чтобы делать успешный бизнес.

- В России людям сложно думать нестандартно, и не потому, что кто-то запрещает - просто не получается, - рассказывает исполнительный директор "Стрелки" Ольга Полищук. - Для этого нужны новые инструменты, новые люди, те, кто возьмёт тебя за руку и поведёт.

Специалист отмечает, что основная беда городского предпринимательства в России - погоня за прибылью.

- Это мешает тебе думать шире, - считает Полищук. - Все знают историю камеры Go Pro, которая долго не продавалась, потому что была непонятной и дорогой. Но Go Pro нашли свою первую аудиторию, которая поняла ценность продукта — экстремальных спортсменов, которые сделали продажи массовыми, видео крутыми, и камера стала дешёвой, модной, классной. Сегодня она есть у всех, кто любит путешествовать, заниматься спортом, и это здорово. Это подход, которого раньше не было.

По мнению Полищук, в бизнесе должно становиться больше чудаков, должны появляться проекты не только "про деньги", но и "про ценности".

- Можно вкладывать деньги в контекст и в рекламу, а можно создавать сообщества, давая что-то бесплатно, - поясняет Полищук. - Это может мотивировать человека остаться в системе, потому что это ему нравится. Это может быть маленькая вещь - отношение, например. Из серии, говорить в фудкорте "Здравствуйте!", что может повышать его посещаемость на 30 процентов. Казалось бы, вещь, которую в учебниках про деньги не прописывают. Наш курс - про тех людей, которые про это тоже могут думать, развивать систему ценностей, а потом уже размышлять, сколько это стоит.

Один из экспертов курса - создатель сети свободных пространств "Циферблат" Иван Митин.

- Все мы были студентами и сидели в кафе просто потому, что в наших вузах нет мест, где можно сидеть группой и делать домашнее задание, писать диплом, - рассказывает об успехе Митина Полищук. - Сначала мы тратили деньги на кофе, а потом доплачивали просто за место. Я часто думала - было бы здорово, если было бы место, где ты можешь платить за время, но это идея казалось просто безумной. А Ваня реализовал такую идею четыре года назад, и люди стали копировать идею антикафе по всей России. Знаете, у нас такая культура, что к вам постоянно подходят официанты и спрашивают: "Что-нибудь закажете?", хотя ты пришёл поработать. И это бесит! В нашем курсе даже есть упражнение такое - записывай, что тебя бесит в городе. На этом очень много бизнесов и построено. Мои друзья сделали сайт Qlean.ru по уборке квартир, будучи тремя мужиками, у которых дома было всегда грязно. И они постоянно ссорились втроём на тему, кто будет убираться. Они решили проблему просто - создали сайт, где соединили женщин, которым приятно убираться, и людей, которые заказывают уборку.

Митин также поговорил с Metro, рассказав о типичных ошибках, которые делают начинающие предприниматели.

- Основная ошибка молодых предпринимателей заключается в том, что они не понимают, какую проблему пытаются решить, - уверен Митин. - История, когда бизнес служит чисто финансовому благополучию собственника, уходит в прошлое. Предпринимательство, наряду с искусством, становится инструментом решения какой-то проблемы в обществе, локальной или глобальной.

Когда бизнес открывается ради бизнеса - это не круто. Клиенты чувствуют неестественность и бессмысленность проекта. Из этого исходят все остальные проблемы. Не понимая, зачем ты это делаешь, нет генеральной линии поведения. Если ты не можешь донести до трендсеттеров идею, бизнес будет занимать безликую нишу, где ты не получаешь отдачи от клиентов. Это не выстраивает человеческих связей.

Времена, когда вокруг всё плохо и можно открыть условный пивной ларёк, где будут покупать пиво, поскольку их нет вокруг, прошли. Нужно более качественно и тонко подходить к тому что делаешь, более тонко призывать аудиторию пользоваться продуктом. Не выбирать глупые рекламные акции, когда на асфальте мелом рисуешь фразу "мой пивной ларёк - через 200 метров". Это пошло и уходит в прошлое. Предпринимателю нужна внутренняя культура. Чтобы иметь право что-то говорить людям, ты должен внутренне что-то из себя представлять. Соответственно, нужна тонкость, осмысленность действий.

Ещё один эксперт, директор по развитию онлайн-школы Vector Дмитрий Абрамов рассказал Metro, что сейчас уже нет массового оттока предпринимателей в крупнейшие города - Москву и Санкт-Петербург.

- Есть слоган одного воронежского интернет-издания: "Люби Воронеж, Москва подождёт", - рассказывает Абрамов. - Появляются люди, которые осознанно не уезжают из своего небольшого, или сравнительно небольшого, но не столичного города, потому что чувствуют некую ответственность. Когда я сам уезжал из Томска, понимал, что это не очень правильно, когда все активные, образованные люди стекаются в Москву или Петербург. Из-за этого в других городах не появляется критической массы людей, которые могут что-то менять. Мы стали искать таких людей и рассказывать про них, говорить, что они существуют.

Мой хороший знакомый из Ярославля Сергей Кремнев и его жена Юля Кривцова также столкнулись с проблемой выбора - уезжать из Ярославля, который когда-то стал для них тесноватым, или нет. Но они поняли, что любят Ярославль, и захотели сделать его лучше, вложиться в город, чтобы им самим было интересно в нем жить, а как максимум - чтобы помочь и другим людям. Они сделали потрясающий проект "Культурный центр "Текстиль". Для этого два года назад они пришли на текстильную фабрику "Красный Перекоп", договорились с директором, чтобы получить неиспользуемые пространства на выходные. И привели туда творческие проекты, собрав креативных людей под одной крышей. Оказалось, если ты предоставляешь творческим людям площадку, правильную атмосферу для коммуникации, появляется синергия, они начинают генерировать вместе гораздо больше, чем по отдельности. Сейчас "Текстиль" - важная точка на карте Ярославля, о нём знают в других городах, в Европе.

В Москве очень высокая конкуренция за внимание горожанина, за внимание целевой аудитории, а в других городах ты зачастую выходишь на чистую поляну, где тебе не приходится продираться через большое количество самых разных проектов. Ты находишься в ситуации отсутствия конкурентов, оказываешься в центре внимания СМИ, местного бизнеса.

Федеральная пресса почему-то чаще рассказывает о московских проектах, а региональным либо вообще не достаётся внимания, либо эпизодически. Ни для кого не секрет, что люди из регионов болезненно реагируют на то, что в Москве всё есть, а в провинции зачастую ровно обратная ситуация. И вот ты, к примеру, рассказываешь в Ижевске о ребятах из Concrete Jungle, которые создают во Владивостоке отличные городские проекты, и возникает реакция — классно, у нас же тоже можно так делать!