Международная аудиторско-консалтинговая сеть Grant Thornton провела опрос среди руководителей компаний в разных странах по поводу их настроения в оценке перспектив экономики на ближайший год. Наши бизнесмены показали пессимизм в отношении развития бизнеса. Но в некоторых развитых странах пессимистов оказалось ещё больше

Подобные опросы международная аудиторско-консалтинговая сеть проводит раз в полгода, чтобы замерить уровень оптимизма.

Как рассказал Metro директор Института стратегического анализа компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты", входящей в  сеть Grant Tornton, Игорь Николаев, современная экономика – это экономика настроений, и в зависимости от того, с оптимизмом или пессимизмом смотрят предприниматели в будущее, зависит развитие экономики страны в целом.

Для получения данных опрашивают руководителей бизнеса и высчитывают доли бизнесменов, которые оптимистично смотрят в будущее или, наоборот, пессимистично.

– Современная мировая экономика – это рыночная экономика,  соответственно, здесь  важно значение этой доли оптимизма или пессимизма и у потребителей, и у бизнесменов, – объяснил Игорь Николаев. – Если предприниматель оценивает позитивно перспективы экономики, то значит, он полагает, что дальше будет ещё лучше и тогда он рискует деньгами,  занимает средства,  вкладывает в развитие производства.  В зависимости от того, с каким настроением оцениваются перспективы бизнеса, происходит и инвестиционная активность. 

Настроение потребителей также имеет значение.

–  Если потребитель оптимистично настроен, настроение у него хорошее и он прогнозирует, что у него будет всё стабильно в будущем,  он идёт в магазин и тратит спокойно свои деньги,  что ведёт и к развитию экономики в итоге, – поясняет Игорь Николаев. – Если настроение потребителя пессимистичное, то он не будет тратить, у него сработает психология сбережения, что в целом негативно влияет на экономику.

Наша страна отличилась в исследовании тем, что мы  – одни из самых пессимистичных стран. Всего лишь у 28% наших бизнесменов настроение оптимистичное. По сравнению с Китаем, в котором 86% бизнесменов ощущают себя оптимистично, и США, в которых у 83% бизнесменов тоже превалирует оптимизм, в России явно не ждут роста экономики в ближайшем году.

Впрочем, есть страны, в которых пессимистов намного больше, чем в России.  Например, в Японии доля оптимистов  всего 17%, а доля пессимистов равна  67%.

Как объяснил Metro Игорь Николаев, японская экономика несколько десятилетий развивается невысокими темпами. И хотя в нашей стране Япония ассоциируется с ростом высокотехнологических  компаний, экономика в Стране восходящего  солнца последние 20–30 лет росла очень умеренными темпами и показывала неважные результаты. И это оказало влиние на настроение и оценку перспектив местным бизнес-сообществом.

Хотя настроения бизнесменов могут и поменяться:  

– Надо не повышать налоги, а понижать, и не вводить новые налоги, что беспокоит бизнес, – по словам эксперта, – важно снижать неопределённость экономической ситуации, тогда и настроение бизнесменов сможет измениться в положительную сторону.


Сколько оптимистов было во время прошлых исследований

  • В начале 2021 года количество оптимистичных бизнесменов составляло 21%.
  • В июле 2020 года оптимистично оценивающих будущее экономики страны бизнесменов составляло 17%.