Банковская карта – удобный финансовый инструмент, который призван облегчить жизнь своего владельца. С банковской картой можно поехать в путешествие и не переживать за пришитый карман для денег в трусах (а вдруг порвётся). Также с помощью карты можно прилично сэкономить – многие организации предоставляют скидки на оплату своих товаров/услуг, если она осуществляется банковской картой. Ну, и конечно же, кэшбек – когда вам возвращают часть потраченных средств.

Однако, при всех плюсах у банковских карт (как и у обычных денег) есть один большой минус – их могут украсть. И зачастую клиенты сами помогают это сделать.

Metro решило узнать, как не стать жертвой киберпреступников, а если это уже произошло – как вернуть свои личные средства. Своим опытом на эту тему поделился руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.

Специалист уверен, что о безопасности денег на картах должен думать не только клиент, но и сами банки.

– Когда клиент теряет деньги, фактически их теряет и банк. Поэтому банки должны проводить определённые мероприятия. Я уж не говорю про такие банальные вещи, как обеспечение информационной безопасности и предотвращение утечки информации. Помимо этого не стоит навязывать всем пользователям избыточные сервисы. Если клиент никогда не пользовался мобильным банком, то не нужно ему устанавливать это приложение. Он им и не воспользуется, а злоумышленники вполне могут.

Также, по словам Ульянова, банки должны информировать своих клиентов в вопросах кибербезопасности, а ещё сделать бесплатными SMS-уведомления.

– Конечно же, SMS-уведомления должны быть бесплатными. Люди пытаются сэкономить и отказываются от этой услуги, а потом не замечают случаи несанкционированного списания. А когда замечают, становится слишком поздно.

Кроме того, и самим клиентам стоит соблюдать определённые правила безопасности.

Как не стать жертвой киберпреступников

1. Не доверяйте входящим звонкам. Даже если вам звонят с номера банка.

– Надо понимать, что техническая возможность подделать номер сейчас имеется. По закону такого быть не должно, и операторы должны сразу блокировать такие номера, но на практике люди с этим сталкиваются. Поэтому, даже если кажется, что звонок поступил с известного номера, лучше сбросить его и перезвонить по номеру, указанному у вас на банковской карте. Тогда вы хотя бы будете в полной уверенности, что ваш звонок попадёт действительно в банк.

2. Не сообщайте по телефону данные своей карты. Никакие.

– Когда человек звонит, называет паспортные данные, кодовые слова – это небезопасно в любом случае (даже если он сам звонит в банк). Их может кто-то подслушать, подсмотреть. Методы удалённого обслуживания несут дополнительные риски, и это надо принимать во внимание как банкам, так и пользователям.

Что делать, если деньги уже похитили. Как вернуть средства?

Если вы уже стали жертвой киберпреступников, шанс вернуть свои деньги есть. Для этого необходимо максимально быстро обратиться в банк. Если человек обращается в течение суток и выясняется, что он к этому переводу никак не причастен, то банк возвращает деньги в полном объёме, а после уже начинает расследование.

Другое дело, если человек сам сообщил злоумышленникам логин, пароль и все явки – в этом случае банк сам решает, возвращать деньги или нет.