Новости

"Аэрофлот" встретился в суде со своими стюардессами

Репортёр Metro узнал подробности
"Аэрофлот" встретился в суде со своими стюардессами
Евгения. Фото предоставила Евгения Магурина
Евгения. Фото предоставила Евгения Магурина
Ирина. Фото предоставила Ирина Иерусалимская
Ирина. Фото предоставила Ирина Иерусалимская
Евгения. Фото предоставила Евгения Магурина1/3

В столичных судах прошли предварительные слушания по искам бортпроводниц Евгении Магуриной и Ирины Иерусалимской к "Аэрофлоту". Обе утверждают, что работодатель дискриминирует их из-за размера одежды и жалуются на существенное снижение заработка из-за смены географии полётов.

Для опытных стюардесс камнем преткновения стал пункт 7.1 – "Требования к членам кабинных экипажей ОАО "Аэрофлот", по которому размер одежды для женщин должен быть 42-48. Истицы требуют признать его недействительным. Кроме того, они хотят, чтобы им компенсировали моральный вред.

– На предварительном судебном заседании представители "Аэрофлота" сообщили, что прояснят свою позицию только на слушаниях по существу, – рассказывает Евгения Metro. – Получается как в "Простоквашино" – у меня есть посылка для вашего мальчика, но я вам её не отдам. То есть, "Аэрофлот" тянет время, но непонятно для чего и зачем.

Подавшие иски стюардессы поддерживают друг друга в борьбе за свои права. Евгения поясняет, почему остальные стюардессы со схожими проблемами в суд не обращаются:

– Работодатель написал нам официальный ответ, что нам снизили зарплату за размер одежды. Естественно, таких писем они уже не напишут. Народ пугливый, ждут, чем у нас всё закончится.

Ирина Иерусалимская работает в "Аэрофлоте" почти двадцать лет. Проблемы с работодателем начались у неё ещё раньше, чем у Евгении – два года назад.

– Наступает какой-то предел! – с трудом сдерживает слёзы Ирина в беседе с Metro. – Я пошла в суд, потому что не могу решить вопросы в рабочем порядке. Что, одна Евгения пострадала? На самом деле, очень многие пострадали! Людям фактически создают такие условия, чтобы они уволились!

По словам Ирины, из-за несоответствия требованиям пункта 7.1 был снижен размер её ставки по личному вкладу.

– Письменно обращалась к работодателю с просьбой уточнить, чему конкретно я не соответствую, – говорит Ирина. – И получила официальный ответ. Мне сообщили, что размер одежды, которую я получила на складе, не соответствует требованиям пункта 7.1.

Ирина отмечает, что за год до этого ей вручили почётную грамоту от руководства авиакомпании за добросовестный труд и профессиональные успехи. Кроме того, её благодарили за работу пассажиры и командиры воздушных судов.

– Раньше никогда мне за это (размер одежды, – прим. ред) деньги не снижали, – вздыхает Ирина. – Это же нонсенс! Нюансы фигуры есть у всех. И на складе не всегда бывает форменная одежда того или иного размера. Приходится брать, что есть.

Ирина утверждает, что её, как и Евгению, перестали ставить на международные рейсы, вместо этого отправляют на короткие внутренние. Она одна воспитывает десятилетнего сына и по семейным обстоятельствам не летает в длительные командировки – например, в Америку. Однако в Европу летать готова – тем более, что за международные рейсы платят больше, да и физических нагрузок меньше. Раньше она летала в Дюссельдорф, Франкфурт, Прагу, но это было давно.

– Есть рейс, например, Москва – Барселона – Москва, – говорит она. – Налёт часов большой. А можно слетать десять коротких рейсов в Нижний Новгород. Ночные, ранние рейсы изматывают. Их частота. Представляете, сколько нужно сделать рейсов, чтобы налетать санитарную норму в 80 часов за месяц? Мне не даёт работодатель такое количество налётов. Это такое унижение! Дают понять, что ты не нужен. Кто-то летает и терпит. Очень тяжело, это моральные страдания. Человек чувствует себя униженным, раздавленным, никому не нужным. Почему поменялись правила игры? Как работника мы вас ценим, даём грамоты, а деньги платить не будем... Со мной никто не пытался этот вопрос разрешить. В кулуарных беседах говорили лишь: "Это правила игры".

Слушания по существу по иску Ирины пройдут в Тушинском суде Москвы 18 апреля, по иску Евгении – в Пресненском суде 21 апреля.

Ранее руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова рассказала Metro, что в её независимую организацию стали часто обращаться стюардессы "Аэрофлота":

– Люди отработали по 20 лет, и вдруг так к ним стали относиться. До этого всё было нормально, всех всё устраивало: и полнота, и возраст, и лицо. Сейчас от "Аэрофлота" несколько десятков обращений на эту тему, но не все пострадавшие стремятся бороться. Некоторые бросают всё и уходят.

"Аэрофлот", в свою очередь, отрицает обвинения:

•    В "Аэрофлоте" исключена дискриминация сотрудников, в том числе по внешним данным, сообщается на сайте компании.
•    В трудовых договорах бортпроводников отсутствует условие о географии полётов.
•    Распределение бортпроводников на рейсы осуществляется автоматически с помощью системы SABRE Crew Management.
•    Среднее снижение числа заграничных рейсов на каждого бортпроводника происходит из-за падения пассажиропотока на международных рейсах.