В высокий цветочный сезон, который приходится на февраль-март, продажи роз, тюльпанов и других популярных сортов обычно увеличиваются в 8–10 раз в сравнении  с обычными месяцами. Но только не в этом году. По словам Талии Ахметовой, представителя «Флорист.ру», косвенно о влиянии кризиса на спрос можно судить по скромной статистике Дня святого Валентина: в этом году продажи выросли всего на 8% вместо привычных 30%.

– 8 Марта в России, конечно, общепринятый праздник, в отличие от Дня влюблённых, но результатов прошлых лет можно не ждать, – рассказывает она Metro.

За год на российском цветочном рынке в целом произошли заметные изменения, говорит Дарья Близнюк, эксперт агентства «Крединформ». Импорт цветов снизился на 8,4%, притом что в предыдущие годы наблюдался постоянный рост.

– Сменился и лидер: была Голландия, стал Эквадор, – продолжает эксперт. – На него приходится 37% всего цветочного импорта. Каждый четвёртый цветок идёт из Нидерландов, 10% – из Кении, 9% – из Колумбии. Всего мы импортируем товар из 69 стран. Доля отечественных производителей мизерна.

Предпочтения покупателей остаются традиционными, считает Ахметова. Но в этом году даже на 8 марта сыграет свою роль кризис. Так как продавцы опасаются, что экзотический и редкий товар может быть не реализован из-за достаточно высоких цен, предлагаемый цветочный ряд в большинстве случаев будет представлен классикой, которая всегда пользуется спросом.

– Розы – прежде всего, – говорит она. – Немного меняется только мода. В 2014 году хитом были синие и радужные розы, в 2015-м – пионовидные, французские, душистые, а также букеты-растрёпыши, собранные не в классической круглой форме, а в свободной.

В нынешнем сезоне популярностью будут пользоваться ранункулюсы и анемоны, а также кенийские и эквадорские розы, которые меньше привычных по размеру.

– Такие розы дешевле, что особенно актуально в нынешних условиях, – рассказывает эксперт «Флорист.ру».

По статистике, которую приводит Близнюк, каждый второй поставляемый в Россию срезанный цветок – роза, 22% приходится на хризантемы, 8,7% – на гвоздики, 2,1% – на лилии.

Цены же за год в среднем выросли на 15–30%. По мнению Ахметовой, это средняя «температура» по рынку. Цены напрямую зависят от курса, поскольку 90% всей продукции в отечественных магазинах - импорт. Курс за последний год несильно изменился, а указанные 15-30% приходятся на рост закупочной цены со стороны оптовиков и сооветственно реакцию ритейла.

– В преддверии 8 Марта цены на цветы в рознице могут одномоментно подскочить достаточно серьёзно – в среднем на 60%, – заключает она.

В крупной розничной сети Metro рассказали, что максимальный уровень наценки накануне Женского дня составляет 100%.

Российские производители цветов пока не воспользовались возможностями импортозамещения, но сейчас наиболее оптимальное время, чтобы увеличить поставки.

- Снижение импорта и подъем цен дают хорошую возможность отечественным аграрным компаниям и фермерским хозяйствам занять освободившуюся нишу и увеличить масштабы культивирования цветов в защищенном грунте (тепличных хозяйствах) в пределах страны, - заключает Близнюк.