50 лет назад, 27 марта 1968 года, первый космонавт Земли Юрий Гагарин погиб во время учебного полёта на МиГ-15УТИ вместе с лётчиком-инструктором Владимиром Серёгиным. В том же году была создана Госкомиссия по расследованию причин крушения. Но окончательного ответа на вопрос о том, что стало причиной падения самолёта, нет до сих пор.

Официальные версии

"Комиссия 1968 года дала три вероятных варианта, – говорит историк Александр Глушко. – Первая версия – на их пути был метеозонд, от которого пилоты уклонились и свалились в штопор. Вторая – в самолёт попала птица, третья – им просто не хватило высоты при выполнении фигуры пилотажа – то есть человеческий фактор. Но окончательного решения о причине не было".

Гагарин и Серёгин были пьяны

Одна из самых распространённых неофициальных версий. Якобы перед полётом они приняли по стакану.
"Они были абсолютно трезвыми, – уверен историк Александр Глушко. – Алкоголь в их крови не обнаружен. Более того, на тот день у Гагарина был запланирован ещё один полёт".

Убили по приказу Брежнева

Одна из главных конспирологических версий. Предполагалось, что Брежнев завидовал его славе и приказал его "убрать".
Кстати, в связи со смертью Гагарина в СССР был объявлен траур. Впервые так почтили память человека, не бывшего генсеком.

Смерть Гагарина –  инсценировка

В этой версии есть две подверсии. Первая: Гагарин сошёл с ума (его объявили больным) и был помещён в психбольницу, где и жил до 90-х.
Вторая: Гагарин сам решил уйти "из публичной политики", так как устал от народного внимания. По этой версии, он долго жил под чужим именем в деревне, а погиб на охоте.

Не вынесли перепада давления

Предположительно, кабина самолёта разгерметизировалась на высоте около 4 тыс. метров. Пилоты решили снижаться, но сделали это слишком быстро, из-за чего потеряли сознание.
"Инструкции о том, как быстро можно снижаться при разгерметизации, ещё не было, – говорит Александр Глушко. – Она появилась только в 1975-м".

Попали в чужую спутную струю

Этой версии придерживается космонавт Алексей Леонов, которого привлекали к работе комиссии 1968 года. Согласно ей, в зоне полёта появился другой самолёт, которого там быть было не должно. МиГ Гагарина попал в воздушное течение, которое остаётся от крыльев лайнера, – в спутную струю. Это и привело к потере управления. 

Во всём виноват инструктор

По одной из версий, Владимир Серёгин поругался с начальством перед полётом и решил свести счёты с жизнью. По другой – ему стало плохо с сердцем, он потерял сознание и упал корпусом на рукоятку управления. А Гагарин не стал катапультироваться, так как это означало бы верную смерть для его товарища, – он надеялся, что тот очнётся. 


ЭКСПЕРТ

Александр Глушко
Историк, эксперт по особо важным  историческим расследованиям

Почему до сих пор не поставлена точка в этом деле и можно ли её поставить через 50 лет?
Документы первой комиссии 1968 года хоть и объявлены рассекреченными, но не опубликованы. Обычно подобное издают в виде сборника. Но это не сделано. Из этого я делаю вывод, что рассекречено не всё. Выводы того расследования многих не устраивают. Было как минимум две попытки создать новые комиссии и пересмотреть дело. В 1987 году мой отец академик Валентин Глушко говорил об этом с Горбачёвым, но так и не смог довести дело до конца, умер. В 2000-х годах полковник-инженер в отставке Игорь Кузнецов ратовал за новую комиссию. Он погиб, и дело опять заглохло.
Сегодня можно собрать новую технически грамотную команду из представителей Минобороны, авиапрома, Роскосмоса. Нужен указ президента или постановление правительства о создании комиссии, и во главе должен быть зампред правительства.