20 лет назад затонул атомный подводный ракетонесущий крейсер (АПРК) К-141 "Курск", в результате чего погибло 118 человек. По количеству жертв это крупнейшая трагедия в послевоенной истории советского и российского подводного флота.

Хронологию тех событий в интервью "Ленте" восстановил капитан 1-го ранга Игорь Курдин, который два десятка лет изучал обстоятельства гибели подлодки.

10 августа 2000 года "Курск" вышел из губы Западная Лица в район учений. В полдень он выстрелил ракетой "Гранит" в ходе практики, затем ушёл на глубину. В планах были торпедные стрельбы, на место практики крейсер и направился.

В 06:00 12 августа лодка в назначенном месте ожидала отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом, атомным ракетным крейсером "Пётр Великий" – это был "противник" К-141.

В 08:35 "Курск" нанёс условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям. В 08:51 командир подлодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин доложил об этом командованию. Он же сообщил о готовности к торпедным стрельбам. Больше донесений с "Курска" не поступало.

В 11:09 гидроакустики "Петра Великого" зафиксировали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке. А в 11:30 раздался звук, похожий на подводный взрыв. При этом по корпусу флагмана пришёлся мощный гидродинамический удар. Впрочем, этому командование значения не придало.

Гидродинамический удар был такой силы, что его почувствовала и подлодка "Карелия", расположенная в 80 километрах от "Курска", а также "услышала" норвежская сейсмическая станция ARCES в 470 километрах от места ЧП. Там зафиксировали два толчка – взрыв мощностью 200 килограммов в тротиловом эквиваленте на глубине 40 метров, и более мощный на глубине 100 метров – в 5 тонн тротила.

В 14:12 корабли, которые исполняли роль учебных мишеней для К-141, вышли из района нахождения лодки. Они ждали, что "Курск" всплывёт и доложит обстановку. Однако этого не произошло. Тут же в небо поднялись вертолёты. В 15:25 "Пётр Великий" пытался связаться с "Курском" по звукоподводной связи, затем в воду стали сбрасывать взрывпакеты, что должно было просигнализировать подводникам об экстренном всплытии. Игорь Курдин отметил, что даже к 5 часам вечера "Курск" ещё не считали аварийным.

Только в 17:20 спасательному судну "Михаил Рудницкий" определили готовность к выходу в один час. По факту спасатели вышли в море только через восемь часов.

На "Курске" погибли 118 человек – весь экипаж и прикомандированный к ним представитель завода "Дагдизель". Согласно отчету Генпрокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды, произошедший из-за утечки компонентов топлива. 23 человека выжили в герметичном 9-м отсеке. По разным версиям, они могли оставаться в живых от нескольких часов до двух суток (на последней версии настаивают родственники экипажа), однако спасти их не удалось ни российским службам, ни иностранным специалистам, которые присоединились к операции.