Елена Докучаева, президент "Секвойя Кредит Консолидейшн", уверена, что документ необходим, но у него есть и обратная сторона:

– На мой взгляд, он должен быть серьезно обдуман и в случае необходимости доработан, – говорит эксперт. – В противном случае, если допустить несоблюдение баланса интересов кредитора и заемщика, можно подорвать стабильность банковской системы и сформировать у заемщиков безответственное отношение к своим обязательствам, связанным с выплатой кредитов. Считаю правильным решением увеличение суммы долга – в предыдущей версии законопроекта была прописана сумма в 50 тыс. рублей. На начальном этапе сумма долга, при которой физическое лицо может объявлять себя банкротом, была увеличена до 500 тыс. рублей. В дальнейшем, когда будет отстроена судейская система в части банкротств физических лиц и оценены все банковские риски, эта сумма может быть снижена. К тому же, согласно последней версии законопроекта, физическое лицо, которое хочет, чтобы его признали банкротом, должно оплатить услуги арбитражного управляющего. Оплата этих услуг составляет минимум 10 тысяч рублей в месяц, при том что процесс длится минимум два-три. Таким образом, в итоге издержки банкрота могут превысить сумму долга.

Гораздо разумнее было бы направить эти средства на погашение задолженности, а полномочия арбитражных управляющих предоставить профессиональным взыскателям, которые, как никто другой, хорошо осведомлены о финансовом положении должников, продолжает Докучаева.

– Кроме того, введение данного закона потребует и серьезной разъяснительной работы среди должников, направленной на разъяснение как самой процедуры, так и последствий объявления себя банкротом, – заключает эксперт. – Иначе этот закон будет использоваться как просто возможность для невозврата любой задолженности: банковских кредитов, долгов по коммунальным платежам, за услуги связи и пр.