Новости

В первые 40 минут хотелось встать и выйти: в Москве про Холокост рассказали с песнями и плясками

Актёры разыгрывали сцены из биографии Джона Демьянюка
В первые 40 минут хотелось встать и выйти: в Москве про Холокост рассказали с песнями и плясками
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок
Сцена из спектакля "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре". Фото Василий Кузьмичёнок1/7

– В зале есть старые нацисты? – обращается к зрителям актёр со сцены, и под его взглядом невольно вжимаешься в кресло, хотя вроде бы никак не подходишь под это определение.

Спектакль "Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре" питерского режиссёра Ильи Мощицкого кочует по мировым театральным подмосткам с 2017 года, а в Москву его привезли только сейчас в рамках фестиваля "NET: Новый Европейский Театр".

Заявленный жанр "кабаре" в сочетании с темой холокоста и громкой реальной историей Джона Демьянюка, которого в течение более 30 лет судили как сотрудника концлагерей, причастного к гибели тысяч людей, изначально настраивал на ожидание кощунства и танца на костях.

Но по факту всё оказалось не таким уж страшным и уж точно не оскорбляющим чувств жертв. Актёры разыгрывали сцены из биографии Демьянюка и выступлений адвокатов в зале суда, периодически переходя к музыкально-танцевальным номерам, таким образом сравнивая судебный процесс с театрализованным шоу, цель которого – скорее, уладить отношения между странами, чем воздать злодею по делам его.

По реакции зала можно было с уверенностью сказать, что зрители замысел автора восприняли как минимум спокойно.

– У меня не было ни малейшего ощущения неуместности жанра.  Подобные эксперименты, когда сталкиваются внешне противоположные материи – жанр кабаре и тема смерти – уже не впервые используются, – заметил после спектакля пенсионер Иван Михайлович.

Мало того, отдельные зрители посчитали, что эпатажа как раз не хватило.

– Мы – стреляные театралы, поэтому, если бы нас шокировали чуть сильнее, было бы интереснее. Потому что в плане истории нам нового ничего не рассказали, – признаётся зрительница Гульнара Аленайлова.  

– Если ты хочешь эпатировать, то "стрелять" надо смелее, а если делаешь попытку в чем-то серьёзно разобраться, то нужно вовлечь зрителя в драму. В данном случае, похоже, ребята слишком увлеклись формой, – анализирует постановку Игорь Михайлов. – В итоге получился школьный учебник, приправленный музыкой.

Несмотря на некую неловкость от микса жанров, авторы всё-таки достигают цели – заставляют задуматься над темой жертв и палачей, политических игр и мести. А старых нацистов, кстати, в зале не нашлось.

Дело Демьянюка
•    Родился в 1920 году  на Украине. В 1940 году был призван в Красную армию, в 1942-м попал в плен к немцам, где дал присягу CC.
•    В 1943–44-х годах был охранником в Собиборе и Флоссенбюрге.
•    После войны эмигрировал в США, где сменил имя с Ивана на Джона.
•    В конце 1970-х против него было выдвинуто обвинение  в причастности к убийству 29 000 евреев-узников.
•    В 1986 году Джон был экстрадирован в Израиль, в 1988-м приговорён к смертной казни. Но в 1993-м обвинение было снято за недостаточностью доказательств.
•    В 2001 году начался новый процесс в США, который завершился в 2009-м экстрадицией в Германию.
•    В 2011 году Демьянюк был приговорён к 5 годам тюрьмы. В 2012-м он умер в доме для престарелых в курортном городке Бад-Файльнбахе.