Новости

В Иванове прошёл фестиваль "Пилот": кинокритик Москвитин рассказывает о главных премьерах

Чего теперь ждать от российского телевидения в ближайшем году
В Иванове прошёл фестиваль "Пилот": кинокритик Москвитин рассказывает о главных премьерах
Кадр из фильма "Родительский комитет". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Родительский комитет". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Родительский комитет". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Дети". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Спи со мной". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Герой по вызову". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Дылды". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Родительский комитет". Фото Предоставлено организаторами1/6

В минувшие выходные в Иванове во второй раз прошёл фестиваль “Пилот”, на котором состоялись премьеры главных отечественных сериалов нового сезона. Рассказываем, кто победил и чего теперь ждать от российского телевидения в ближайшем году.

“Пилот” - своего взлетная полоса для российских сериалов, но вылеты с нее совершаются в трех разных направлениях. Во-первых, здесь есть основной конкурс - полторы дюжины сериалов от крупных телеканалов и интернет-платформ; это своего рода телевизионный “Кинотавр”. Во-вторых, есть внеконкурсная секция - небольшой блок, в котором показывают независимые многообещающие проекты от пока неизвестных, но безусловных талантов. А в-третьих, в Иванове устраивают презентации сериалов, которые еще не готовы - но которые будут у всех на слуху спустя год. Главное в этой части программы - ее неформальность и демократичность: “Пилот” - место, где каждый может познакомиться и поработать с каждым.

В этом году начинающие сценаристы и продюсеры могли штурмовать со своими идеями президента фестиваля Валерия Тодоровского, основателя “Амедии” Александра Акопова, глав производства НТВ и СТС Вадима Островского и Владимира Неклюдова, креативного директора семейства каналов ТНТ Гавриила Гордеева. Стали ли эти разговоры началом прекрасной дружбы - выясним через несколько лет. А вот - шорт-лист многообещающих российских сериалов, оценить которые "Metro" удалось уже сейчас.

Приз зрительских симпатий (принципиально главный в иерархии фестиваля - потому что зрителю нужно доверять, зрителя нужно слышать) достался комедии СТС “Родительский комитет” - смешному и теплому ситкому об отце с сыном, брошенных женой и мамой и вынужденных сменить школу. На новом месте героя тут же добавляют в бесконечные чаты родительского комитета. Забавные и трогательные школьные ситуации в сценарии удачно сочетаются с “цифровыми” шутками - например, остроумными переписками в чатах.

Кадр из фильма "Родительский комитет".
Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Родительский комитет".

А звезда “Родительского комитета” Александр Ильин-младший (тот самый Лобанов из тех самых “Интернов”!) получил приз за лучшую мужскую роль от профессионального жюри. В него вошли режиссер Александр Велединский, актер Юрий Колокольников, шоумен Сергей Светлаков, журналист Ксения Болецкая и Александра Модестова - российский представитель Reed MIDEM (компании, организующей важнейшей телерынок MIPCOM в Каннах). У знакомого всем по комедиям актера получилось и правда невероятное: не только без устали шутить, но и тонкими акцентами показать страх мужчины, оставшегося один на один с тяготами отцовства. И обиду человека, брошенного тем, кого он любит.

Приз за лучшую женскую роль достался Евгении Брик, сыгравшей в “Детях” - проекте Первого канала и режиссера Алены Званцовой, известной по “Небесному суду” и “Частице вселенной”. Как и ее предыдущие работы, “Дети” - медленная, следующая законам большой литературы многофигурная драма о сложных жизненных ситуациях, которые автор распутывает так тщательно, что зритель верит в мотивации и логику героев какие бы парадоксальные решения они ни принимали. Например, умирающий от болезни муж просит свою жену выбрать одного из общих друзей в качестве суррогатного отца для их будущего ребенка. Чего больше в этом решении - жертвенного нарциссизма или безусловной любви? Узнаем на Первом. Кроме Брик в фильме сыграли Виктория Исакова, Юрий Быков, Яна Сексте, Александр Робак и Кирилл Сафонов.

Кадр из фильма "Дети".
Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Дети".

Приз жюри за лучший сценарий получит дуэт Наташи Меркуловой и Алексея Чупова - авторов фильмов “Человек, который удивил всех” и “Интимные места”. В своем сериале “Колл-центр” они предприняли попытку поставить и над героями, и над зрителями социальный эксперимент, по радикальности превосходящий даже “Чёрное зеркало”. Главные герои (среди актеров - Юлия Хлынина, Павел Табаков, Владимир Яглыч, Сабина Ахмедова, Полина Пушкарук) - сотрудники горячей линии интим-магазина. Они сидят в офисе на верхнем этаже стеклянного небоскреба и ненавидят друг друга, свою работу, свои зарплаты, свое начальство. А потом слышат голоса двух террористов - неких Мамы и Папы - которые предупреждают, что заминировали здание. Чтобы выжить, заложникам придется идти на немыслимые унижения. И этот сюжет дает в полной мере раскрыть драматургические возможности онлайн-сервиса “ТНТ-Премьер”, которому не страшны никакие рейтинговые ограничения. Но сериал создан не только ради эпатажа: даже первой его серии достаточно, чтобы заставить зрителя задуматься о собственной этике в отношении других людей.

И, наконец, два главных приза жюри - за режиссуру и за лучший пилот - получил снятый молодым постановщиком Владимиром Ракшой для ТНТ сериал “Спи со мной”. Как и любой проект продюсера Александра Цекало, это история, которую легко представить на западных каналах - причем и в оригинальном (по примеру “Троцкого”), и в адаптированном (по примеру “Триггера”, у которого будет голливудский ремейк) виде. Главная героиня (её играет Светлана Устинова) - сыщица, в приступе ярости избившая маньяка. Тот оказался в коме. Но есть способ провести с ним допрос даже в таком виде: для этого нужно, чтобы эксцентричный ученый (Артем Быстров) подключил спящего к специальному устройству. Этот фантастический трюк в духе “Начала” Кристофера Нолана и “Клетки” Тарсема Сингха позволяет разделить сериал на две части. Первая - в меру реалистичный “настоящий детектив”, где правит бал героиня Устиновой. Второй - психоделическое фэнтези с путешествиями по подсознанию монстров, в сны которых проникает герой Быстрова. Кажется, этот сериал привлек внимание жюри именно своей визуальной изобретательностью и узнаваемым стилем - и перспективой международного показа.

Кадр из фильма "Спи со мной".
Предоставлено организаторами
Кадр из фильма "Спи со мной".

А среди независимых проектов - хотя бы чтобы поддержать талантливых и дерзких авторов - хочется отметить короткометражные “Счастье ангела”, “Козявку” и большой сериал “И всё это Роберт”. Последний - настоящая сенсация: остросюжетная драма, снятая уральской кинокомпанией Ural Movie Park в Уфе, Иерусалиме и Рейкьявике. Сериал вдохновлен реальным случаем из российской жизни, который, в свою очередь, отчаянно напоминает сюжет культового американского сериала “Во все тяжкие”: затравленный всеми нищий учитель внезапно становится преступником и преуспевает в новом ремесле. Уральский проект заинтересовал многих еще год назад на телерынке в Каннах, вырос до целого сезона и вот-вот выйдет на региональном телевидении, но федерального вещателя у него пока нет.

“Козявка” - проект гораздо более скромный, но не менее обаятельный. Его герой (блогер Сергей Мезенцев, он же - режиссер), отчаявшись стать “настоящим мужчиной”, вдруг начинает разговаривать с собственной козявкой (Никита Кукушкин из “Гоголь-центра”), которая всячески вдохновляет его на брутальные подвиги. Получается что-то вроде трагикомедии Мишеля Гондри и Вуди Аллена - но в сером мире страдающего от депрессии человека. Несладко живётся и трем хозяйкам кондитерской “Счастье ангела” - тридцатилетним девушкам, которые после работы остаются в кафе, чтобы поговорить о жизни. И делают это настолько откровенно и смело, что из сериала запросто могут получиться российские “Девочки” или даже “Секс в большом городе”.  

“Пилот” уже готовится к третьему сезону в 2020-м году, и судя по прошедшей в Иванове презентации новых проектов, через год в конкурсе фестиваля вполне могут оказаться минимум пять интересных проектов. СТС заканчивается комедийный фантастический сериал “Гости из прошлого” - историю путешествий во времени, в которых “по обмену” участвуют современные россияне и жители позднего СССР (во главе с Юрием Стояновым!). На видеосервисе Start выйдет жизнеутверждающая драмеди “257 причин, чтобы жить”, героиня которой победила рак - но с ужасом обнаружила, что такой исход болезни не устраивает ни её родных, ни её коллег. Документальный сериал “Саша фром Раша” - история покорения Америки комиком Александром Незлобиным; роли его Санчо Пансы и собеседника - Сергея Светлаков. А в “Методе-2” от Первого канала вновь сыграют Константин Хабенский, Паулина Андреева и Александр Петров.

Но самым ожидаемым проектом по результатам голосования участников “Пилота” стала комедия “Батя” с Владимиром Вдовиченковым. Ее концепция проста: параллельный монтаж позволяет сравнить то, как воспитывают детей современные россияне, и то, как это делал суровый батя из 90-х. Но кроме тонкого юмора и метких социальных наблюдений проект Гавриила Гордеева подкупает экспериментальным форматом. Сначала зрители увидят 70 коротких двухминутных серий, описывающих разные ситуации из жизни отцов. Предполагается, что эти эпизоды станут вирусными видео в Интернете. Затем выйдет полноценный ситком, состоящий из одного сезона и нескольких серий. А потом появится большой и настоящий фильм - семейное дорожное приключение.

Ради того, чтобы замечать и поддерживать такие эксперименты, в сущности, и работают фестивали. А в следующем году на “Пилоте” станет еще интереснее и теснее: к борьбе с телеканалами подключатся производители сериалов для интернет-платформ - с их собственными уникальными взглядами на драматургию.