В минувшие выходные в Иванове во второй раз прошёл фестиваль “Пилот”, на котором состоялись премьеры главных отечественных сериалов нового сезона. Рассказываем, кто победил и чего теперь ждать от российского телевидения в ближайшем году.

“Пилот” - своего взлетная полоса для российских сериалов, но вылеты с нее совершаются в трех разных направлениях. Во-первых, здесь есть основной конкурс - полторы дюжины сериалов от крупных телеканалов и интернет-платформ; это своего рода телевизионный “Кинотавр”. Во-вторых, есть внеконкурсная секция - небольшой блок, в котором показывают независимые многообещающие проекты от пока неизвестных, но безусловных талантов. А в-третьих, в Иванове устраивают презентации сериалов, которые еще не готовы - но которые будут у всех на слуху спустя год. Главное в этой части программы - ее неформальность и демократичность: “Пилот” - место, где каждый может познакомиться и поработать с каждым.

В этом году начинающие сценаристы и продюсеры могли штурмовать со своими идеями президента фестиваля Валерия Тодоровского, основателя “Амедии” Александра Акопова, глав производства НТВ и СТС Вадима Островского и Владимира Неклюдова, креативного директора семейства каналов ТНТ Гавриила Гордеева. Стали ли эти разговоры началом прекрасной дружбы - выясним через несколько лет. А вот - шорт-лист многообещающих российских сериалов, оценить которые "Metro" удалось уже сейчас.

Приз зрительских симпатий (принципиально главный в иерархии фестиваля - потому что зрителю нужно доверять, зрителя нужно слышать) достался комедии СТС “Родительский комитет” - смешному и теплому ситкому об отце с сыном, брошенных женой и мамой и вынужденных сменить школу. На новом месте героя тут же добавляют в бесконечные чаты родительского комитета. Забавные и трогательные школьные ситуации в сценарии удачно сочетаются с “цифровыми” шутками - например, остроумными переписками в чатах.

Кадр из фильма "Родительский комитет".

Кадр из фильма "Родительский комитет".

Предоставлено организаторами

Фото:

А звезда “Родительского комитета” Александр Ильин-младший (тот самый Лобанов из тех самых “Интернов”!) получил приз за лучшую мужскую роль от профессионального жюри. В него вошли режиссер Александр Велединский, актер Юрий Колокольников, шоумен Сергей Светлаков, журналист Ксения Болецкая и Александра Модестова - российский представитель Reed MIDEM (компании, организующей важнейшей телерынок MIPCOM в Каннах). У знакомого всем по комедиям актера получилось и правда невероятное: не только без устали шутить, но и тонкими акцентами показать страх мужчины, оставшегося один на один с тяготами отцовства. И обиду человека, брошенного тем, кого он любит.

Приз за лучшую женскую роль достался Евгении Брик, сыгравшей в “Детях” - проекте Первого канала и режиссера Алены Званцовой, известной по “Небесному суду” и “Частице вселенной”. Как и ее предыдущие работы, “Дети” - медленная, следующая законам большой литературы многофигурная драма о сложных жизненных ситуациях, которые автор распутывает так тщательно, что зритель верит в мотивации и логику героев какие бы парадоксальные решения они ни принимали. Например, умирающий от болезни муж просит свою жену выбрать одного из общих друзей в качестве суррогатного отца для их будущего ребенка. Чего больше в этом решении - жертвенного нарциссизма или безусловной любви? Узнаем на Первом. Кроме Брик в фильме сыграли Виктория Исакова, Юрий Быков, Яна Сексте, Александр Робак и Кирилл Сафонов.

Кадр из фильма "Дети".

Кадр из фильма "Дети".

Предоставлено организаторами

Фото:

Приз жюри за лучший сценарий получит дуэт Наташи Меркуловой и Алексея Чупова - авторов фильмов “Человек, который удивил всех” и “Интимные места”. В своем сериале “Колл-центр” они предприняли попытку поставить и над героями, и над зрителями социальный эксперимент, по радикальности превосходящий даже “Чёрное зеркало”. Главные герои (среди актеров - Юлия Хлынина, Павел Табаков, Владимир Яглыч, Сабина Ахмедова, Полина Пушкарук) - сотрудники горячей линии интим-магазина. Они сидят в офисе на верхнем этаже стеклянного небоскреба и ненавидят друг друга, свою работу, свои зарплаты, свое начальство. А потом слышат голоса двух террористов - неких Мамы и Папы - которые предупреждают, что заминировали здание. Чтобы выжить, заложникам придется идти на немыслимые унижения. И этот сюжет дает в полной мере раскрыть драматургические возможности онлайн-сервиса “ТНТ-Премьер”, которому не страшны никакие рейтинговые ограничения. Но сериал создан не только ради эпатажа: даже первой его серии достаточно, чтобы заставить зрителя задуматься о собственной этике в отношении других людей.

И, наконец, два главных приза жюри - за режиссуру и за лучший пилот - получил снятый молодым постановщиком Владимиром Ракшой для ТНТ сериал “Спи со мной”. Как и любой проект продюсера Александра Цекало, это история, которую легко представить на западных каналах - причем и в оригинальном (по примеру “Троцкого”), и в адаптированном (по примеру “Триггера”, у которого будет голливудский ремейк) виде. Главная героиня (её играет Светлана Устинова) - сыщица, в приступе ярости избившая маньяка. Тот оказался в коме. Но есть способ провести с ним допрос даже в таком виде: для этого нужно, чтобы эксцентричный ученый (Артем Быстров) подключил спящего к специальному устройству. Этот фантастический трюк в духе “Начала” Кристофера Нолана и “Клетки” Тарсема Сингха позволяет разделить сериал на две части. Первая - в меру реалистичный “настоящий детектив”, где правит бал героиня Устиновой. Второй - психоделическое фэнтези с путешествиями по подсознанию монстров, в сны которых проникает герой Быстрова. Кажется, этот сериал привлек внимание жюри именно своей визуальной изобретательностью и узнаваемым стилем - и перспективой международного показа.

Кадр из фильма "Спи со мной".

Кадр из фильма "Спи со мной".

Предоставлено организаторами

Фото:

А среди независимых проектов - хотя бы чтобы поддержать талантливых и дерзких авторов - хочется отметить короткометражные “Счастье ангела”, “Козявку” и большой сериал “И всё это Роберт”. Последний - настоящая сенсация: остросюжетная драма, снятая уральской кинокомпанией Ural Movie Park в Уфе, Иерусалиме и Рейкьявике. Сериал вдохновлен реальным случаем из российской жизни, который, в свою очередь, отчаянно напоминает сюжет культового американского сериала “Во все тяжкие”: затравленный всеми нищий учитель внезапно становится преступником и преуспевает в новом ремесле. Уральский проект заинтересовал многих еще год назад на телерынке в Каннах, вырос до целого сезона и вот-вот выйдет на региональном телевидении, но федерального вещателя у него пока нет.

“Козявка” - проект гораздо более скромный, но не менее обаятельный. Его герой (блогер Сергей Мезенцев, он же - режиссер), отчаявшись стать “настоящим мужчиной”, вдруг начинает разговаривать с собственной козявкой (Никита Кукушкин из “Гоголь-центра”), которая всячески вдохновляет его на брутальные подвиги. Получается что-то вроде трагикомедии Мишеля Гондри и Вуди Аллена - но в сером мире страдающего от депрессии человека. Несладко живётся и трем хозяйкам кондитерской “Счастье ангела” - тридцатилетним девушкам, которые после работы остаются в кафе, чтобы поговорить о жизни. И делают это настолько откровенно и смело, что из сериала запросто могут получиться российские “Девочки” или даже “Секс в большом городе”.  

“Пилот” уже готовится к третьему сезону в 2020-м году, и судя по прошедшей в Иванове презентации новых проектов, через год в конкурсе фестиваля вполне могут оказаться минимум пять интересных проектов. СТС заканчивается комедийный фантастический сериал “Гости из прошлого” - историю путешествий во времени, в которых “по обмену” участвуют современные россияне и жители позднего СССР (во главе с Юрием Стояновым!). На видеосервисе Start выйдет жизнеутверждающая драмеди “257 причин, чтобы жить”, героиня которой победила рак - но с ужасом обнаружила, что такой исход болезни не устраивает ни её родных, ни её коллег. Документальный сериал “Саша фром Раша” - история покорения Америки комиком Александром Незлобиным; роли его Санчо Пансы и собеседника - Сергея Светлаков. А в “Методе-2” от Первого канала вновь сыграют Константин Хабенский, Паулина Андреева и Александр Петров.

Но самым ожидаемым проектом по результатам голосования участников “Пилота” стала комедия “Батя” с Владимиром Вдовиченковым. Ее концепция проста: параллельный монтаж позволяет сравнить то, как воспитывают детей современные россияне, и то, как это делал суровый батя из 90-х. Но кроме тонкого юмора и метких социальных наблюдений проект Гавриила Гордеева подкупает экспериментальным форматом. Сначала зрители увидят 70 коротких двухминутных серий, описывающих разные ситуации из жизни отцов. Предполагается, что эти эпизоды станут вирусными видео в Интернете. Затем выйдет полноценный ситком, состоящий из одного сезона и нескольких серий. А потом появится большой и настоящий фильм - семейное дорожное приключение.

Ради того, чтобы замечать и поддерживать такие эксперименты, в сущности, и работают фестивали. А в следующем году на “Пилоте” станет еще интереснее и теснее: к борьбе с телеканалами подключатся производители сериалов для интернет-платформ - с их собственными уникальными взглядами на драматургию.