Вечером в пятницу в знаменитом Первом павильоне киностудии «Мосфильм» прошла кинопремия «Золотой орёл». Все гости, как один, твердили о том, что эта церемония особенная, и дело даже не в том, что она 13-я, а в накале страстей. Как выразился Фёдор Бондарчук: «Слишком велика концентрация больших кинематографистов, творческой энергии – максимальная». Судите сами: 12 полнометражных игровых фильма, 17 мини-сериалов и 15 сериалов, состоящих более чем из десяти серий. 25 анимационных картин и 24 зарубежных фильма.

В фойе было много звёзд самой разной величины – Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Юрий Антонов, Анна Чиповская, Павел Астахов, Татьяна Навка, Евгений Цыганов, Максим Матвеев и многие другие.

Но всё внимание было приковано к 50-летнему режиссёру Андрею Звягинцеву, журналисты буквально умоляли его остановиться и сказать пару слов на камеру. Это неудивительно, ведь впервые за последние 46 лет российский фильм удостоился престижной премии «Золотой глобус», а после этого ещё и стал первым российским номинантом на «Оскар» с 2007 года.

Самому Звягинцеву и его супруге Анне было неуютно под прицелом фотокамер.

– На «Золотой орёл» я пришёл с хорошим настроем, я готов был к общению с прессой, но уже немного подустал, – посетовал режиссёр.

Но журналисты сделали вид, что не заметили эту жалобу, и продолжали забрасывать Звягинцева одними и теми же вопросами: «Ваша жизнь изменилась после объявления номинаций на «Оскар»? «А что же вы теперь будете делать?», «Как вы относитесь к критике?», «Что ждете от «Оскара»? И Звягинцев продолжал терпеливо отвечать:

– Нет, моя жизнь не изменилась после объявления номинаций на «Оскар». Я ничего не жду от «Оскара», мне кажется, такая позиция очень удобна. Если будет приз, то замечательно, а если ждать… Не хочется разочароваться. Но, поверьте, я абсолютно спокойно к этому отношусь. Главное – это фильм, а если дадут «Оскара», то это приятное сопровождение. Главное, чтобы зритель увидел и разглядел, почувствовал и понял фильм. Не нужно слушать критиков, нужно самим посмотреть фильм. Знаете, недавно Сергей Доренко устроил опрос радиослушателей: «Вы не видели «Левиафан», но вы считаете его антироссийским?» 48% ответили«да». Ну что это, как не безумие? Зрители должны смотреть фильм своим собственным сердцем.

Ходят слухи, что команда Звягинцева специально выложила фильм «Левиафан» в интернет, чтобы люди стали больше о нём говорить. Metro решило воспользоваться возможностью и уточнить у режиссёра, как дела обстояли на самом деле.

– Огромное количество людей посмотрело картину с тех пор, как «Левиафан» появился в интернете, – более трёх миллионов человек. Масштаб просмотров впечатляет. Но я не выкладывал копию в интернет, – объясняет Звягинцев. – Я надеюсь, что даже те, кто посмотрел картину в интернете, придут в кинотеатр, потому что «Левиафан» нужно смотреть на большом экране.

Наконец все звёздные гости расселись в зале, и началась церемония. Шла она, как всегда, мучительно долго – три часа. Ведущие вечера Дарья Златопольская и Юрий Стоянов, как могли, развлекали ёрзающую на стульях публику – переодевались, пытались неловко шутить и говорить метафорами.

– Дорогие друзья, коллеги, причём без запятой, – бодро начал Юрий Стоянов. – Давно не было такой интриги! Здесь должны быть аплодисменты, а я должен перейти к трибуне. Видите, я выучил текст. Может, кому-то повезет сегодня поймать Жар-птицу, а кому-то, может, даже «Золотого орла»!

Пока Стоянов разбирался, что же он всё-таки должен делать на сцене, вручили специальный приз за искренность – Ивану Твердовскому за фильм «Класс коррекции».

— Знаете, я ведь совсем недавно учился во ВГИКе. И нам на занятия приносили «Золотого орла», его можно было потрогать. А теперь у меня есть свой, – разулыбался дебютант Твердовский и смущённо поблагодарил съёмочную группу.

Стоянов предположил, как бы выглядели занятия по троганию «Золотого орла» во ВГИКе. Зал учтиво промолчал.

Традиционно сначала отмечают телевизионные проекты, а потом уже переходят к большому кино. Сериал «Оттепель» забрал все награды – «Лучший телесериал», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль».

Вручая награду Валерию Тодоровскому, председатель Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов Сергей Снежкин заметил:

– Есть честные церемонии и фестивали, а есть не очень. Я вас поздравляю, пока все идет честно.

Сам Тодоровский призвал всех не бояться снимать сериалы:

– Иногда от этого можно даже получить удовольствие. Но только иногда.

Во время оглашения женской номинации началось самое интересное, так сказать, тема, которая проходила красной линией через всю церемонию – театр.

Борис Корчевников не смог произнести правильно фамилию Виктории Исаковой, и она превратилась в Исаеву. Сама Исакова не смогла прийти на церемонию. А Валерий Тодоровский, который вышел получать награду за Исакову, не смог достойно сказать речь, вернее, он сказал, но сами судите, что получилось:

– Мы ненавидим театр. Как таковой. Весь. Подумаешь, «Вишневый сад», когда тут «Золотой орел».

Присутствовавшие театральные деятели притихли, в том числе и Олег Табаков. Безусловно, это была шутка. Всё дело в том, что режиссёр Владимир Мирзоев не отпустил Викторию Исакову с репетиции спектакля «Вишнёвый сад», премьера которого должна состояться 30 января. Но осадочек от речи остался у многих. А Тодоровский как ни в чём не бывало продолжал:

– А ведь она уже и туфли, и платье купила. Может, мы как-нибудь с Викторией выпьем за «Орла», и я даже попрошу её надеть эти самые туфли и то самое платье.

Эту речь про театр припоминали потом Тодоровскому все лауреаты.

Например, Фёдор Бондарчук.

– Здравствуйте, Олег Павлович, – кивая­­ сидящему в зале Табакову, начал Бондарчук, – мы тут много говорили о театре, с большим уважением, все, включая Валерия Петровича Тодоровского, отмечали большую важность репетиционного периода в жизни актёра.

Весь зал рассмеялся, включая Говорухина. Бондарчук это подметил: «Станислав Сергеевич улыбается – это невероятно».

Бондарчук поздравил Звягинцева с номинацией на «Оскар» и вручил награду оператору «Солнечного удара» Владиславу Опельянцу.

79-летнего Валентина Гафта позвали объявлять самую литературную номинацию – «За лучший сценарий»:
А я думал, что должен выйти за лучшей женской ролью, - пошутил поэт и, посерьёзнев, заявил, что хочет прочитать стихотворение про театр лично для Валерия Тодоровского.

Театр! Чем он так прельщает,
В нем умереть иной готов,
Как милосердно Бог прощает
Артистов, клоунов, шутов.
Зачем в святое мы играем,
На душу принимая грех,
Зачем мы сердце разрываем
За деньги, радость, за успех?
Зачем кричим, зачем мы плачем,
Устраивая карнавал,
Кому?то говорим — удача,
Кому?то говорим — провал.
Что за профессия такая?
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя,
Живет совсем, совсем не так.
Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую,
Нам представлять в своем лице!
Я мертв, но видно, что дышу я,
Убит и кланяюсь в конце.
Но вымысел нас погружает
Туда, где прячутся мечты,
Иллюзия опережает
Всё то, во что не веришь ты.
Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
Театр — сладкая попытка
Вернуться, что?то изменить.
Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!

А вот и сам Олег Табаков забрался на сцену – объявлять главного режиссёра, начал со своего традиционного: «Та-а-ак!» И потом сразу: «Звягинцев!» Зал буквально взревел от эмоций. Пока Звягинев выходил на сцену, 79-летний режиссёр решил не сбавлять градус настроения и добавил:

– Пока человек может этим заниматься, он живой, а когда не может, он уже должен любить природу.

Звягинцев поблагодарил съёмочную группу:

– Главный дар режиссёра – те люди, которые его окружают.

Но тут же вспомнил про речь Тодоровского.

– Сегодня много говорили о театре. Володя, разумеется, шутил. Если бы не театр, я бы на этой сцене сейчас не стоял, – и добавил, – спасибо вам, Олег Павлович.

– Я старался, – отвечает Табаков.

– Я тоже, – смеётся Звягинцев.

И вот наступил кульминационный момент — директор «Мосфильма» Карен Шахназаров вышел объявить главный фильм года. Начал он издалека:

– Был такой фильм американский «Однажды в Америке». Там герой один говорил: «Жизнь – это цирк, ребята». Не знаю, как жизнь, но кино точно порой бывает похоже на цирк.

А дальше последовало признание в том, что Шахназаров не хотел присутствовать на церемонии:

– Я сегодня, честно говоря, хотел свинтить пораньше, к маме поехать. Кстати: «Мама, привет, я здесь!»

Пока зрители пытались понять, что именно Шахназаров назвал цирком, Карен Георгиевич огласил победителя: «Солнечный удар»!

В соцсетях тут же все начали писать о том, как это было предсказуемо, да и по залу прокатился рокот.

И вот статный Никита Сергеевич уже на сцене с «Золотым орлом» в руках рассказывает о том, как сложно было снимать «Солнечный удар»:

– 37 лет мы шли к этой картине. И самое поразительное, что картина совсем о другом, но мы не знали, что она окажется настолько сегодня близка к тому, что происходит вокруг. Мы снимали в Одессе, которой сегодня нет такой Одессы, какой она была, когда мы снимали ее два года назад... Я очень благодарен коллегам, которые так оценили нашу картину. Я понимаю, что конкуренция была, правда, жестокая. И поверьте, что это первый раз — вот так вот. Обычно все было достаточно понятно, раньше.

Не обошлось и без Крыма. Министр культуры республики Крым Арина Новосельская, вручая приз Вадиму Смирнову, директору кинокомпании «Двадцатый век ФОКС СНГ» за «Лучший зарубежный фильм в российском прокате» – «Отель «Гранд Будапешт»», зазвала всех в Крым:

– На Крымской земле не раз были подписаны соглашения планетарского значения. Надеюсь, что после того, как Ялтинская киностудия вернулась в состав России, Крым станет средоточием эпохальных кинособытий. Друзья, приезжайте в Крым!

И отдельно добавила слова благодарности Никите Михалкову:

– Дорогой Никита Сергеевич, спасибо вам огромное за такое неравнодушное отношение к Крыму и крымской культуре.

Многих после церемонии интересовало, не обидно ли Звягинцеву, что он не взял главный приз.

– Что значит обидно? 10 номинаций, у нас четыре награды. Никаких обид! Все эти награды мы взяли благодаря хорошей команде. С этими людьми я работаю давно. По-моему, у нас в группе нет ни одного нового человека. С Аней Масс, которая получила приз за лучший монтаж, мы работали с «Изгнания», все три картины смонтировала она. Роман Мадянов – открытие прошлого года. Он изумительный человек и бесподобный актёр. Елена Лядова заслужила свой приз.