В свои 80 лет британский режиссёр Кен Лоуч занят больше чем когда либо. Главный герой его нового фильма – пожилой овдовевший бездетный работяга, из-за проблем со здоровьем потерявший возможность зарабатывать себе на жизнь. Он вынужден обратиться за помощью к государству и подать документы на получение пособия. Процесс подачи заявления полностью автоматизирован, а Блэйк в жизни не держал в руках ни смартфона, ни компьютерной мыши – только молоток.

После окончания показа вашего фильма Бертран Тавернье заявил, что вы показали именно то, что “Эммануэль Макрон готовит для Франции”. Действительно ли “Я, Дэниэл Блейк” предупреждает нас о том, чего можно ожидать от либералов наших стран?
Я слышал, как говорили о вашем министре экономики. И я думаю, что, если мы не будем бороться, то, что показано в фильме – неизбежно. Вы знаете, это явление в принципе по всей Европе, в разной степени. С 40-ых годов Великобритания считается страной, которая пытается насаждать свои нео-либеральные взгляды наиболее агрессивно. Со времен Маргарет Тетчер, мы первые, кто ввёл приватизацию производства и коммунальных услуг. Это повлекло за собой разрушение концепции “государство-провидение” и благ для граждан. Сегодня, ЕС делает всё, чтобы только корпорации получали прибыль. Мы видим, к чему это привело в Греции. И это наверняка произойдёт во Франции.

Когда министром экономики становится инвестиционный банкир (Эммануэль Макрон) в социалистическом правительстве, можно ли говорить о различии между левыми и правыми?
Но соцдемократы никогда не принадлежали к левым. Для меня они всегда были больше консерваторами, так или иначе. Блэр никогда не был “левым”, Браун тоже. Война в Ираке, в которой мы принимали участие, инициирована именно правыми силами, она империалистическая. Для этих соцдемократов, главное – это прибыль их “хозяев”. Для меня же, быть левым – это максимально дистанцироваться от соцдемократии и поставить в приоритет защиту интересов трудящихся.

Сценарий фильма имеет реальную основу?
Нас со сценаристом Поль Лаверти уже давно волновала проблема уязвимость бедных Мы переписывались с ним по смс, делились статьями. И мы поняли, что нужно что-то делать, так как ситуация с безработицей становится катастрофической. Мы собрали свидетельства и рассказы людей из разных городов Англии. После на основе всего этого материала Поль создал персонажей, Дэниела и Рейчел.

Смотрели ли вы “Закон рынка”? Ведь собеседование Дэниела в центре занятости очень похоже на то, что происходило с Винсентом Линдоном на бирже...
Мне все говорят, что тут есть параллель, но я не делал этого намеренно. Во время работы над фильмом я не отвлекался ни на какие другие источники вдохновения.


Как бы вы объяснили абсурдное и жестокое отношение к людям в таких центрах?
Во время работы над фильмом мы встретили многих, кто добровольно переставал ходить в Центры занятости. Люди просто не могли больше выносить. Правительство не любит об этом говорить, но это правда. У людей, работающих там, есть задача, они должны например штрафовать трёх безработных в неделю. В противном случае их отправляют на обучение, а они этого не хотят. И в итоге они все делают то, что должны, потому что боятся потерять работу.

Иногда глядя на ваших героев создается ощущение, что они живут в мире книг Диккенса. Но на дворе уже 2016-ый. Неужели ничего не изменилось за два века?
Самое худшее – это голод. С Полем мы побывали в моём родном городе Нанитон. Встретили молодого человека, который перебивается мелкими заработками, то тут, то там. Живёт в комнатушке, которую оплачивает благотворительная организация. В холодильнике у него вечно пусто. Когда мы его спросили, когда он ел в последний раз, он ответил:” 4 дня назад, на прошлой неделе”. Ему было 19, он мог мне во внуки годится и он не ел 4 дня!


Вам уже 80. Чувствуете ли вы себя разгневанным? Это гнев заставляет вас снимать фильмы?
Не думаю, что гнев это точное слово. Но мы вот сидим тут в Каннах, напротив яхт миллиардеров. Вот это ирония. Как можно не злиться после всего того, что я вам рассказал? Я хотел передать эти эмоции в своём фильме.