В российском прокате идёт фантастический блокбастер "Аванпост". Корреспондент Metro поговорила с режиссёром Егором Барановым об этом проекте, а также российском кинематографе и зрителе.

Ваш фильм идёт почти три часа! Это довольно большой хронометраж. Почему не пожалели зрителей?

Лично мне трудно вспомнить современные фильмы, которые идут полтора часа. У нас был выбор: сделать два фильма или же одну полноценную картину. Но в первом варианте существовал риск, что люди по каким-либо причинам не смогут посмотреть вторую часть и не узнают, чем всё кончилось. Поэтому мы решили, пусть уж это будут 2:40, но цельное полотно, которое даст зрителю ощущение эпической истории.

Лента на 70% состоит из компьютерной графики. Насколько тяжело было работать, не имея перед глазами общей картины?

Мне-то как раз было просто, потому что весь этот мир придумывал я вместе с художником, оператором и специалистом по компьютерной графике. Чтобы вы понимали, у нас там нет полностью нарисованных сцен, как в большом мультике. Мы хотели сделать такую "шершавую" фантастику, где много реальной фактуры.

Плавно перейду к актёрскому составу. Многим зрителям пришёлся по душе ваш тандем с Сашей Петровым в "Гоголе". Почему его нет в "Аванпосте"?

Я всегда шучу, что нам с Сашей нужно отдохнуть друг от друга. (Смеётся.) Я, конечно, очень хорошо к нему отношусь, но за годы совместной работы у меня сложилось ощущение, что я знаю Сашу вдоль и поперёк. Да и не только в этом дело – каждой истории нужен свой герой. Мне показалось, что для этой картины Саша немного моложе, чем нужно. Это история не про молодых ребят, а про людей с каким-то жизненным багажом, немного потухшим от жизни взглядом.

Многие кинокритики уже сравнили "Аванпост" с "Пятым элементом", "Звёздными войнами" и "Бегущим по лезвию". А на какой фильм на самом деле вы опирались во время работы?

Ну, "Звёздные войны" и "Пятый элемент" – это вообще что-то с потолка. Вы знаете, это наша русская истерия – всё время что-то с чем-то сравнивать. Но если так, то ладно. Естественно, "Бегущий по лезвию" приходит на ум неспроста, это эталон научной фантастики. И я признаюсь, что мы действительно оглядывались на эту ленту, но ни в коем случае её не копировали.

В вашей ленте нет представителей власти. Вы специально не стали акцентировать на них внимание?

Их изначально не было в истории, да и мне не хотелось, чтобы фильм превратился в провластный или оппозиционный памфлет. Если бы у нас появился условный президент, все начали бы говорить: "А что, разве Путин не выжил?" Да, главные герои у нас военные, но это не означает, что мы призываем всех вступить в ряды российской армии или бороться с ней. Просто так вышло в силу событий, происходящих в фильме. Мне очень хочется, чтобы наша публика научилась правильно воспринимать жанровое кино.

Ну, начнём с того, что многие наши зрители не воспринимают российские фильмы в принципе и считают их полной ерундой. Что должно случиться, чтобы всё изменилось?

Честно говоря, я и сам не знаю. Боюсь, что проблемы не только в качестве проектов, но и в самих людях. У российского и западного зрителей очень разное восприятие своего кинематографа. Зарубежный зритель всегда ищет в своём кино то, что его удивит и вдохновит. Наш – всегда прибывает в каком-то адском скепсисе. Меня удивляли комментарии к трейлерам "Аванпоста". Например, человек пишет: "Посмотрел полторы минуты из двух – классное кино. А потом увидел русского актёра и решил, что лучше выключу". То есть зрителя смутил только тот факт, что кино принадлежит стране, в которой он родился. И это как-то совсем печально. Да, я понимаю, что за последнее десятилетие российское кино не оправдало ожидания нашего зрителя. Но это не означает, что на всех последующих попытках нужно ставить крест. Так никогда ничего не разовьётся.

"Аванпост" будут прокатывать в Западной Европе. Как считаете, кто там на него пойдёт?

Мне кажется, в первую очередь на фильм пойдут русские эмигранты. Хотя, когда полгода назад я был в Финляндии на международном смотре кинопроектов на предмет копродукции, общался там с американцами, которые уже были наслышаны о нашей картине. И многие ссылались на кинопрокатчиков из Германии – те называли "Аванпост" лучшим фильмом из России. Это было очень приятно! Поэтому я очень надеюсь, что и иностранная публика заинтересуется нашим проектом.