Сказкотерапия – направление в психологии молодое, но эффективное. Что такое терапевтическая сказка, что она "лечит" и как её правильно составить, Metro рассказала кандидат психологических наук Любовь Ткачёва, принявшая участие в обсуждении проблем здорового сна детей на мероприятии от "ФрутоНяни".

Когда появилось это направление в психологии? Используется ли терапия сказкой психологами в практике, или все-таки это больше самостоятельное, домашнее «лечение» детских проблем?

– На самом деле сказкотерапия намного старше, чем психология как наука. Издревле мудрецы использовали притчи, чтобы изменить видение ситуации или отношение человека к ситуации. В психологию сказкотерапия вошла не так уж давно - в ХХ веке. Толчком послужило развитие направления практической психологии, которое называется когнитивно-поведенческая терапия, где сказкотерапия используется как одна из техник изменения дисфункциональных установок и формирования альтернативных поведенческих сценариев. Сказкотерапия используется психологами в работе с детьми с эмоциональными нарушениями - в первую очередь со страхами, тревожностью, гиперсенситивностью (сверхчувствителностью). Дома мы используем элементы сказкотерапии, и эта традиция также уходит корнями в доисторические времена, когда из уст в уста передавались легенды и мифы, истории о великих подвигах, отваге, смелости и величайших свершениях. В современном мире сказкотерапия доступна для применения как специалистами в клинической практике, так и родителями - в домашней обстановке для оптимизации эмоционального состояния ребенка и формирования уверенности в том, что все будет хорошо.

Когда сказкотерапия работает лучше всего, а где она бесполезна?

– Проблемы, которые поддаются терапии сказками, как я уже сказала, - это, прежде всего, проблемы эмоционального уровня: страхи, тревога, беспокойства. Терапевтическая сказка работает лучше всего тогда, когда ребенок попал в затруднительную ситуацию, из которой он не видит выхода, и с другой стороны - он закрыт для рациональных разговоров и объяснений. Также сказка, как и аутогенная тренировка с визуализациями хороши с детками, которые выдают психосоматические симптомы - напряжены, склонны реагировать на эмоциональные события повышением температуры, расстройством желудка, нарушениями сна. Сказки бесполезны со взрослыми и подростками - с ними хорошо работают когнитивно ориентированные техники. Сказки работают лучше всего с малышами и детьми дошкольного возраста.

Расскажите немного о методе воздействия сказки на психику ребёнка, почему такая терапия эффективна в принципе?

– Сказкотерапия эффективна, потому что в процессе ее повествования ребенок абсолютно расслаблен - он не ждет подвоха или наставлений. На уровне сознания он понимает, что это история не про него, а про кого-то другого. Поэтому ребенок не защищается от этой информации. На уровне же подсознания, ребенок получает модель альтернативной эффективной поведенческой стратегии: как главный герой решает возникшую проблему, как находит выход из тяжелой ситуации. В сказке всего используется прием замаскированного сходства - проблема главного героя аналогична проблеме ребенка, но не идентична ей.

Назовите основные правила составления такой сказки

– Существуют как правила составления сказки, так и правила ее повествования.

Правила составления сказки: а) Начало — знакомство с героями и обстановкой (3-4 г. - игрушки, маленькие человечки и животные; 5- и старше — магические волшебные существа). б) И вдруг однажды... Момент встречи главного героя с проблемой или конфликтом (аналогичным проблеме ребенка). в) Из-за этого... Поворот сюжета — в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки. г) Кульминация. Герой решает проблему. д) Развязка (всегда положительная, только со знаком плюс). Награда за положительные качества; наказание за ошибки — но с трансформацией и хэппи эндом.

Что касается правил повествования сказки, то здесь главное – создать ощущение и пространство безопасности для ребенка. Начало рассказа как бы случайно — в форме «непринужденной болтовни» - когда психологические защиты ребенка не напряжены. А дальше разумная подводка: представляешь, сегодня утром я шла на работу и увидела..., а у одной моей знакомой..., а однажды в этот же день, но в прошлом году (… но много лет назад).... Запомните, что терапевтическую сказку не нужно анализировать после ее окончания. Чтобы был эффект, нужно соблюсти чувство меры в количестве психотерапевтических сказок.

А если родитель не силен в придумывании, можете привести несколько примеров известных сказок, которые можно использовать в сказкотерапии.

– Можно использовать классическую народную волшебную сказку «Морозко», но ее стоит чуть подкорректировать, чтобы злая ленивая сестрица не погибла, а изменилась к лучшему и в конце - все жили долго и счастливо. Какая идея лежит в основе «Морозко» - доброта, терпение и трудолюбие вознаграждаются, злые и ленивые люди будут наказаны. Также хороша сказка «Репка», которая иллюстрирует важность взаимопомощи и совместных усилий в достижении общего блага. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также замечательно иллюстрирует правило «бумеранга» - что посеешь, то и пожнешь; и подчеркивает роль трудолюбия в жизни человека.